|
7.3.1. Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения
Ученые, опираясь на учение И.П. Павлова о закономерностях условнорефлекторной деятельности головного мозга, положения теории Л.С. Выготского о связях обучения и психического развития, разработали и развили подходы к организации усвоения знаний. Свой подход они назвали ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Авторами данной концепции являются А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Д.Н. Богоявленский, С.Л. Рубинштейн, Ю.А. Самарин, Е.Н. Кабанова-Меллер и др., Рассмотрим содержание концепции.
1. Усвоение знаний, умений и навыков способствует образованию в коре головного мозга систем ассоциаций (нервных связей), начиная с простейших связей - рефлексов. Отсюда и название ассоциативно-рефлекторная концепция, то есть обучение видится как простое образование рефлексов и сложных цепочек-систем этих рефлексов - ассоциаций. Под ассоциациями понимается связь между психическими явлениями, когда актуализация одного из них влечет за собой появление другого. Ассоциации делятся на: а) локальные или прямолинейные - связь между отдельными фактами (восприятиями) безотносительно к системе данных явлений; б) частносистемные, приводящие от восприятий к представлениям и понятиям; в) внутрисистемные, обеспечивающие систематизацию ассоциативных рядов в единую систему в пределах учебного предмета; г) межсистемные или межпредметные ассоциации. Объединение ассоциаций в системы (формирование интеллекта) происходит в результате аналитико-синтетической деятельности, совершаемой познающим субъектом.
2. Процесс образования этих ассоциативных систем при обучении включает в себя ряд звеньев: восприятие СУИ - ее осмысление - запоминание и сохранение в памяти - применение на практике - самоконтроль. Центральным звеном этого процесса является осмысление. Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении следующих условий: формирование активного отношения к обучению со стороны обучающегося; подача содержательной учебной информации в определенной последовательности; демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности; применение знаний на практике. На базе ассоциативно-рефлекторной концепции сформировались следующие виды обучения: - объяснительно-иллюстративное обучение. В его основу положена репродуктивная (воспроизводящая) мыслительная деятельность обучающихся. Она осуществляется на основе традиционных методов обучения; - проблемное обучение. Оно основано на поисковой мыслительной деятельности обучающихся; - суггестопедия (от суггестия - внушение) - обучение на основе эмоционального внушения. Способы организации этого вида обучения разработан болгарским психологом Г.К. Лозановым; - гипнопедия - обучение во сне или с помощью гипноза. Последние два вида обучения могут применяться только для освоения определенных специальностей (например, иностранные языки). Они требуют высококвалифицированных специалистов и поэтому не получили широкого применения. В рамках ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения личностью социального опыта разработана теория формирования понятий - процесс обучения понимается как обобщение получаемых знаний и образование определенных понятий, под которыми подразумевается результат ассоциаций по смыслу, абстрагирования и обобщения знаний, которые относятся к изучаемому явлению. Большое внимание в этой теории уделяется овладению понятиями, обучению студентов приемов умственной деятельности - сравнению, обобщению, абстрагированию. Основы деятельностной теории учения, имеющей свое начало еще в трудах А. Дистервега, в ХХ веке были разработаны отечественными учеными, такими как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейном, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым и др. Деятельностная теория (подход) опирается на представление о структуре целостной деятельности (мотивы-цели-действия-условия-результат- прогноз) и объясняет процесс активно-исследовательского усвоения знаний и умений посредством мотивированного и целенаправленного решения задач (проблем). Решение задачи состоит в поиске действия, с помощью которого можно так преобразовать ее условие, чтобы достигнуть результата. Разработчики отдельных направлений деятельностной теории ставили акценты на различные компоненты целостной структуры деятельности (теория содержательного обобщения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина - Н.Ф. Талызиной, теория социального научения А.Бандуры-Е. Маккоби, когнитивная теория учения Д. Бруннера-С. Пайперта).
|
|