|
7.2. Периодизация эволюции педагогической технологии
Педагогические технологии развивались по следующим этапам. 1- й этап (40-е - середина 50-х гг.) - появление в образовательных учреждениях технических средств представления содержательной учебной информации - записи и воспроизведение звука и проекции изображения, объединенных понятием «аудиовизуальные средства» (инженерная мысль в педагогическом процессе). 2- й этап (середина 50-х - 60-х гг.) - возникновение технологического подхода и теоретической базы, идеями, которой стало программированное обучение. Используя данную идею были разработаны: аудиовизуальные средства, специально предназначенных для учебных целей; средства обратной связи; электронные классы; обучающие машины; лингафонные кабинеты; тренажеры и др. В 60-е годы специалисты по программированному обучению и аудиовизуальному образованию находят общий язык в рамках новой дисциплины - педагогические технологии. Массовое их внедрение исследователи относят к началу 60-х годов и связывают его с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы. К наиболее известным авторам современных педагогических технологий за ребужом относятся Дж. Кэрролл, Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, Г. Гейс, В. Коскарелли и др. Отечественная теория и практика осуществления технологических подходов к образованию отражены в научных трудах П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, А.Г. Ривина, Л.Н. Ланды, Ю.К. Бабанского, М.П. Эрдниева, И.П. Раченко, Л.Я. Зориной, В.П. Беспалько, М.В. Кларина и др. 3- й этап (70-е гг.) характеризуется тремя особенностями: происходит расширение базы педагогических технологий; изменяются методические основы педагогических технологий, осуществляется переход от вербального к аудиовизуальному обучению; ведется активная подготовка профессиональных педагогов-технологов. 4- й этап (80-е - 90 гг.) - эволюция понятия «педагогическая технология». Характерные особенности данного периода - создание компьютерных лабораторий и дисплейных классов, рост количества и качества учебных компьютерных технологий различного вида, использование систем интерактивного видео, разработка теоретических основ использования средств информатизации образования в образовательных учреждениях (управление, исследование и процесс обучения). 5- й этап (90-е - 2000 гг.) - педагогические технологии рассматриваются как один из видов человеческих технологий и базируются на теориях психодиагностики, специальной психологии, кибернетики, управления, эргономики и др. наук. 6- й этап (2000 гг - по настоящее время) - разработана и продолжает развиваться теоретико-методологическая база применения информационных технологий и телекоммуникационных средств в системе образования.
|
|