|
7.3.2. Теория содержательного обобщения
В основу данной концепции обучения положена гипотеза о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. Учебная деятельность представляется как познавательная, построенная по теоретико-дедуктивному типу. Реализация ее достигается формированием у обучающихся теоретического мышления путем специального построения учебного предмета и особой организации познавательной деятельности. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом (построение его содержания) организует освоение обучающимся содержательных обобщений - генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность обучающегося овладеть научными понятиями, организованными по теоретическому типу, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, осуществить восхождение от абстрактного к конкретному. Иными словами, учение выступает как деятельность по воспроизводству содержания, пути, метода научного (теоретического) познания. Введение нового понятия в процесс обучения проходит четыре стадии: 1) знакомство с предлагаемой педагогом ситуацией математической, лингвистической или иной задачи, ориентирование в ней; 2) овладение образом такого преобразования материала, которое выявляют наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида; 3) фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели; 4) выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи. Организация обучения, построенного по теоретическому типу наиболее благоприятна для умственного развития ребенка. Поэтому такое обучение авторы назвали развивающим.
|
|