Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2. Проблема строения личности и её развития

  Существует множество теорий личности, большинство из которых стремится ответить на 6 принципиальных вопросов:
  • какова структура, или строение, личности (какие её аспекты являются ключевыми, стабильными, определяющими «психический облик» человека);
  • как личность развивается в течение жизни человека;
  • что движет личностью (почему люди поступают так, а не иначе);
  • что может стать причиной личностных нарушений (почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к требованиям общества и эффективно функционировать в нём);
  • что является критерием здоровой личности;
  • как можно повлиять на личность, изменить её с помощью терапевтического воздействия.
  Обзор основных теорий личности, с разной степенью успешности отвечающих на эти вопросы, представлен в § 7 данной главы. Каждая из них внесла существенный вклад в понимание личности.
  Необходимо подчеркнуть, что ответ на главный вопрос - о структуре личности - в значительной степени зависит от взглядов автора теории личности на проблему соотношения в ней биологического и социального. Ниже представлена модель структуры личности, в которой сделана попытка учесть и биологические, и социальные факторы формирования и развития личности (рис. 25).

Рис. 25. Структура личности

Рис. 25. Структура личности

  На рисунке снизу вверх показано снижение влияния биологических факторов на личность и возрастание влияния факторов социальных, и наоборот.
  В свою очередь ответ на вопрос о развитии личности зависит от представлений исследователей о её структуре.
  Так, в приведённой модели подструктура конституциональных и биологических свойств характеризует человека прежде всего с точки зрения его врождённых особенностей. Её развитие соответствует закономерным физиологическим изменениям организма в течение жизни человека, а многие её составляющие вообще не изменяются. Под «возрастом» в данном случае подразумевается именно биологический возраст индивида, отсчитываемый по объективным показателям - месяцам, годам - с момента его рождения.
  Развитие подструктуры форм отражения имеет уже другое качество, поскольку в бoльшей степени зависимо от социальных факторов. С одной стороны, развитие психических процессов соответствует определённым стадиям биологического возраста, что связано с изменениями (от созревания до старения) тех или иных структур мозга. С другой стороны, у человека психические процессы не совершаются «самотёком», а превращаются в сознательно регулируемые действия и операции, которыми личность с помощью социального окружения овладевает и которые она направляет на решение встающих перед ней жизненных задач. Так, процесс восприятия превращается в более или менее осознанное наблюдение, в памяти непроизвольное запечатление сменяется сознательным запоминанием и превращается в организованную деятельность заучивания и т.д. Кроме того, на качество психических процессов в тот или иной период жизни человека влияют особенности личности, сформированные к этому моменту (степень впечатлительности, наблюдательности, рассудительности и т.д.). В итоге развитость данной подструктуры на одной и той же стадии биологического возраста оказывается неодинаковой у разных людей.
  Развитие подструктуры опыта тоже качественно отличается от предыдущих, поскольку в ещё меньшей степени зависит от биологических свойств индивида. Важное значение в данном случае имеет то, какими видами деятельности овладевает человек, насколько упорно он ими занимается, каков его образ жизни, насколько активна его жизненная позиция и т.д. Овладение определёнными знаниями, умениями и навыками соответствует уже не столько биологическому возрасту, сколько вехам истории личности, её жизненного пути. Ведь оно связано и с теми социальными ролями, т.е. общественными функциями, которые выполняет человек, и с соответствующей сменой его социального положения, и с принимаемыми им значимыми решениями,  и с результатами его деятельности и т.д. Соответственно люди значительно различаются по уровню развития данной подструктуры на одной и той же стадии биологического возраста.
  Развитие подструктуры направленности личности тоже качественно своеобразно. Мотивационная сфера личности, стержнем которой является направленность, формируется и развивается под существенным влиянием как непосредственного социального окружения , так и общества в целом - его идеологии, политики, этики и т.п. Важность учёта этих разнообразных социальных факторов связана с тем, что особенности развития подструктуры направленности во многом определяют, какие планы на будущее строит личность, какие жизненные цели она ставит перед собой, какой уровень активности ей свойственен. При анализе развития данной подструктуры говорят уже не о биологическом, а о «психологическом возрасте», который измеряется не годами жизни индивида, а периодами жизненного пути личности. Психологический возраст парадоксален: чем больше достижений у человека в разных видах деятельности, тем он психологически «старше», но одновременно чем больше он запланировал достичь в будущем, тем «моложе» он себя чувствует. Различия в уровне развития данной подструктуры между людьми одного биологического возраста могут быть чрезвычайно большими.
  Итак, развитие различных подструктур личности происходит неодинаково и асинхронно. Поэтому ответ на вопрос о развитии личности в целом является очень непростой задачей, требующей учёта разнообразных факторов.


 
© www.txtb.ru