|
1.1. Проблема соотношения биологического и социального в личности
При изучении личности вопрос о соотношении в ней биологического и социального занимал одно из центральных мест. Разные психологические направления и школы придерживались различных, порой противоположных точек зрения на этот счёт. Системный подход к личности позволил выделить следующие три её подсистемы: 1. Интраиндивидная (или внутрииндивидная, от лат. intro - внутрь) подсистема представляет собой «внутреннее пространство» индивида. Сюда входят природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная система, преимущества и дефекты его внешности и т.д. Они в значительной степени влияют на формирование личности человека. Изучение этой подсистемы необходимо, однако недостаточно для понимания психологии личности. 2. Интериндивидная (или межиндивидная, от лат. inter - между) подсистема представляет собой «пространство» межличностных отношений и связей, в которые включён человек. Человек - не изолированное, замкнутое существо, которое живёт и развивается из самого себя. С самого рождения он включён в определённую систему социальных связей - начиная от малых групп (семьи, затем - групп детского сада, школы, спортивной секции и т.д.) и заканчивая культурой, обществом в конкретную историческую эпоху. Влияние социального окружения на формирование личностных свойств имеет первостепенное значение. От более широкого социального контекста во многом зависит формирование мировоззрения человека, его социальных установок, идеалов и т.д. Но поскольку вплоть до подросткового возраста формирование личности происходит под преимущественным влиянием обучения и воспитания, постольку в этот период наиболее значительно воздействие ближайшего социального окружения. Именно практика определяет и обнаруживает, что знает человек и чего не знает, что он видит в мире и чего не видит, что выбирает и что отвергает, что умеет и чего не умеет. С момента рождения ближайшее социальное окружение обучает ребёнка практическому поведению, вовлекает его в различные виды деятельности. Ребёнок, включённый во взаимоотношения со взрослыми, выступает первоначально как объект их активности, но, овладевая составом той деятельности, которую они ему предлагают, становится субъектом последней. При этом развиваются те свойства его личности, которые оказываются востребованы в общении и деятельности. Например, если родители не стремятся развивать природные задатки ребёнка и не вовлекают его в соответствующую деятельность, то его способности, вероятно, не сформируются. Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на важность интериндивидной подсистемы, для психологии личности недостаточно только её изучения. Так, равные усилия родителей по обучению и воспитанию ребёнка в двух семьях могут привести к совершенно разным результатам в связи с различиями, например, в нейродинамических свойствах мозга их детей. 3. Метаиндивидная (или надиндивидная, от греч. meta - после, за) подсистема предполагает выход не только за рамки органического тела индивида, но и за пределы его наличных, существующих «здесь и теперь» социальных связей. Речь идёт о «вкладах» в других людей, интеллектуальном или эмоционально-волевом влиянии на них, которые вольно или невольно человек оказывает своей деятельностью. «Яркая» личность оказывает влияние на широкий круг людей, тогда как «безличность» - это характеристика человека, безразличного для других людей, от которого им «не жарко и не холодно», чьё присутствие или отсутствие ничего не меняет в их жизни, не преобразует их поведение, не обогащает и не обездоливает их. Важную роль в этой подсистеме играет степень собственной активности личности. Бoльшее влияние оказывают личности с активной жизненной позицией, выражающейся в их принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела и т.п. Очевидно, что при изучении личности учёт метаиндивидной подсистемы также необходим, но недостаточен. Таким образом, для психологии личности важное значение имеет учёт всех трёх подсистем, а значит - как социальных, так и биологических факторов. Причём биологическое и социальное в личности нельзя противопоставлять, поскольку между ними существуют многогранные и динамичные связи.
|
|