|
1.3. Проблема самосознания личности
Процесс становления человеческой личности включает в себя как неотъемлемый компонент формирование её самосознания. Человек выделяет себя из окружающей среды, ощущает себя носителем своих физических и психических состояний и процессов, выступает для самого себя как «я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Самосознание (англ. self-consciousness) - осознание и оценка человеком себя как личности, своих действий, характеристик и т.д. Существует, несмотря на выделение учёными разных подструктур и составляющих, единая личность - человек из плоти и крови, являющийся сознательным общественным существом. К своей личности он относит своё тело, поскольку овладевает им и использует для воздействия на мир. Он более или менее прочно и тесно связывает свою личность со своим внешним обликом, поскольку в нём заключены выразительные моменты, отражаются уклад жизни и стиль деятельности человека. К своему «я» человек в ещё большей мере, чем своё тело, относит внутреннее психическое содержание. Но относящимся к «я» человек признаёт не всё, что отразилось в его психике. Во-первых, он включает в собственную личность те свойства (темперамент, характер, способности и др.), которые определяют его поведение, придавая ему своеобразие. Во-вторых, он относит к своей личности то, что некогда являлось для него значимым и важным и поэтому вошло в историю его внутренней жизни. Так, не каждую мысль, посетившую его сознание, человек в равной мере признает своей, а только такую, которую он не принял в готовом виде, а освоил, продумал, т.е. такую, которая явилась результатом его собственной деятельности. В свою очередь то, какие совершаемые человеком дела и поступки он сознательно приписывает своему «я», т.е. принимает за них ответственность в качестве их автора и творца, определяет уровень активности и самостоятельности (в суждениях и действиях) его личности. А самостоятельность, кроме прочего, означает способность сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направления своей деятельности. Таким образом, самосознание является основой формирования активности и самостоятельности личности, а значит - центральным её компонентом.
При этом самосознание, отражая реальное бытие личности, делает это - как и сознание вообще - не пассивно, не зеркально. Оно не дано непосредственно в переживаниях, а является результатом познания человеком самого себя. Поэтому самосознание далеко не всегда адекватно. Это обусловливает необходимость учёта ряда его особенностей при изучении психологии личности.
Так, только в подростковом возрасте у человека формируется образ «я» - относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими.
Образ «я» включает в себя три компонента: познавательный (знание о себе) - представления о своих внешности, характере, способностях и т.д.; эмоционально-оценочный (оценка себя, своих качеств) - самоуважение, самокритичность, себялюбие, самоуничижение и т.д.; поведенческий или волевой (поведение, связанное с «я») - стремление быть понятым, завоевать симпатии и уважение окружающих или желание остаться незамеченным, уклониться от оценки и возможной критики, скрыть свои недостатки и т.д.
Образ «я» - многогранное и достаточно динамичное образование. Во-первых, в нём в той или иной степени учитываются разные «ракурсы»: каким человек представляется самому себе, каким его видят близкие, друзья, коллеги и т.д. Во-вторых, в него входит не только «реальное я» (представление о себе в определённый момент времени в конкретной ситуации) , но и «идеальное я» (то, каким человек, по его мнению, должен был бы стать, чтобы соответствовать социальным нормам, ожиданиям окружающих), и «фантастическое я» (то, каким человек вообще желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным).
Неадекватными могут быть любые из перечисленных составляющих образа «я». Так, человек может иметь неполные или искажённые представления о своих особенностях, слишком высоко или чрезмерно низко их оценивать, излишне их демонстрировать или, наоборот, прятать; эталоном для его «идеального я» может стать не герой, а преступник, его «фантастическое я» может не отталкиваться от реального, объективного положения дел, а быть от него совершенно оторванным и т.д.
Самооценка - оценка личностью самой себя - является одним из важнейших аспектов образа «я». Каким образом личность осуществляет самооценку? Человек включается в деятельность и общение и там черпает важные ориентиры для своего поведения: всё время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. Кроме того, в таком взаимодействии личность познаёт качества другого человека и получает сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Можно сказать, что человек смотрится, как в зеркало, в другого человека. При этом у каждого человека имеется свой круг референтных лиц, с которыми он сравнивает себя прежде всего, мнение которых для него значимо, оценки которых для него чрезвычайно важны. Именно эти люди оказывают наибольшее влияние на формирование его интересов, ценностных ориентаций, идеалов, на основе которых в свою очередь складывается его «идеальное я». Впоследствии, осуществляя самооценку, личность уже сравнивает себя, своё «реальное я» с эталоном - своим «идеальным я» и в зависимости от результатов такого сравнения оказывается довольной или недовольной собой. Этот психологический механизм похож на своего рода «внутренний манометр», показания которого свидетельствуют о том, как оценивает себя человек в той или иной конкретной ситуации, каково его самочувствие, удовлетворён ли он своими качествами. Самооценка может быть неадекватной - заниженной или завышенной, что оказывает значительное влияние на регуляцию поведения, уровень притязаний личности и её самоуважение. Уровень притязаний - это желаемый уровень самооценки личности (и образа «я» в целом). Он проявляется в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой. Формирование уровня притязаний связано, во-первых, с учётом и оценкой человеком своих прошлых успехов и неудач, во-вторых, с предвосхищением на этой основе будущих успехов и неудач. В ситуации выбора, как правило, уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур трудными и чересчур лёгкими задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на дoлжной высоте свою самооценку. При этом в случае успеха уровень притязаний обычно повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи, а при неуспехе - соответственно снижается.
Если же человек хочет повысить свою самооценку, то при выборе им степени трудности очередной цели возникает конфликт между двумя стремлениями - повысить притязания, чтобы пережить максимальный успех, с одной стороны, и снизить притязания, чтобы избежать неудачи - с другой. Такие люди выбирают самые трудные или самые лёгкие цели, т.к. в первом случае возможная неудача будет оправдана исключительной трудностью задачи, а во втором риск неудачи минимален.
Поскольку люди не всегда чётко осознают и адекватно оценивают свои прошлые успехи и неудачи, уровень притязаний личности может быть неадекватным. Например, невысокая оценка себя и своих возможностей приводит к устойчивой потере уверенности в успехе - так, что человек оказывается более озабочен не тем, чтобы добиваться успехов, а тем, чтобы избегать неудач. Самоуважение определяется отношением действительных достижений человека к тому, на что он претендует, рассчитывает:
Для сохранения самоуважения человеку нужно либо, предъявив высокий уровень притязаний, приложить максимальные усилия и добиться значительных успехов, либо снизить уровень притязаний, что позволит ограничиться весьма скромными успехами. Многие люди в учебной, трудовой и т.д. деятельности не «пасуют» перед трудностями, а преодолевают их, тем самым сохраняя оптимальное соотношение успеха и разумных притязаний, но далеко не все. О тех, кто выбирает другой путь сохранения самоуважения - снижение уровня притязаний - говорят, что они прибегают к «пассивной» психологической защите своего образа «я». Психологическая защита представляет собой особую регулятивную систему, используемую личностью для устранения психологического дискомфорта, переживаний, угрожающих образу «я» - чтобы сохранить свой образ «я» на уровне, желательном и возможном для конкретных обстоятельств. К основным механизмам психологической защиты относят отрицание, вытеснение, проекцию, идентификацию, рационализацию, замещение и отчуждение.
При отрицании тревожная информация, угрожающая самооценке и образу «я» в целом, вообще не воспринимается (не слышится, не видится и т.п.). Человек как бы отгораживается от её существования, она не допускается в его сознание - даже при наличии зрительных, слуховых и т.д. ощущений . Механизм вытеснения предполагает, что человек прилагает усилия для того, чтобы уже содержащиеся в сознании неприемлемые мысли, воспоминания, переживания и т.п. из него «изгнать». В результате он забывает нежелательную, травмирующую его информацию. Механизм проекции заключается в том, что собственные неблаговидные чувства, желания и т.п. человек приписывает другим. При идентификации, наоборот, человек бессознательно приписывает себе качества и особенности, присущие кому-то другому, но желательные для себя . При рационализации человек убеждает в чём- либо себя и окружающих, формулируя приемлемые, логически непротиворечивые и относительно правдоподобные объяснения. Например, не получив чего-то желаемого, он убеждает себя, что «не очень-то и хотелось», совершив подлый поступок - что им двигали исключительно благие намерения и т.д. Механизм замещения (или переключения) используется в тех случаях, когда выполнение некоторого действия блокируется непреодолимым или кажущимся таковым препятст- вием. Тогда человек либо переносит действие, направленное на недоступный объект, на объект доступный, либо замещает само действие, что позволяет разрядить возникшее напряжение. При изоляции (или отчуждении) человек, осознав угрозу, блокирует неприятные эмоции так, что связь между ними и вызвавшими их событием или мыслью перестаёт осознаваться. Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание информацию о несовершенстве некоторых своих проявлений, у него есть возможность изменить их, улучшить. Если же подобная информация в сознание не допускается, то человек не может встать на путь самоусовершенствования. Результаты применения личностью психологической защиты противоречивы: с одной стороны, сохранение должного уровня образа «я», с другой - ряд негативных последствий . В частности, применение многих механизмов психологической защиты приводит к тому, что, будучи уже неосознаваемым, психическое содержание продолжает влиять на человека - например, через установки. Установка - это неосознаваемое личностью состояние готовности, предрасположенности к деятельности, с помощью которой может быть удовлетворена та или иная потребность. Необходимо подчеркнуть, что речь идёт о сформированной на основе прошлого опыта готовности человека именно определённым образом воспринять, понять, осмыслить объект или действовать с ним. Установки могут основываться на поспешных и неверных выводах из некоторых фактов личного опыта человека, на усвоенных им стереотипах мышления (стандартизированных суждениях, принятых в определённой социальной группе) и т.д. По отношению к различным событиям, людям и пр. установки личности могут быть позитивными или негативными, принимающими характер предубеждений. При этом далеко не каждый человек осознаёт истинные причины своего предвзятого отношения и соответствующего поведения в той или иной конкретной ситуации. Так, первоклассники некритично воспринимают и выполняют все указания учителя, пенсионеры доверчиво открывают двери человеку в форме, горожане при осуществлении покупок привычно подозревают в нечестности продавцов-представителей национальных меньшинств и т.д. Таким образом, изучение самосознания личности требует учёта целого ряда психологических закономерностей и поэтому также является чрезвычайно сложной задачей. В заключение необходимо отметить, что изучение личности выделилось в самостоятельную отрасль психологии - «психологию личности» - в связи со сложностью данной проблематики.
Практическое задание
Не думая долго, запишите на листе 5 событий из вашего прошлого. Проанализируйте их, отвечая на следующие вопросы. Являются ли данные ситуации событиями истории вашей личности? По каким признакам вы это определили? В чём заключалось ваше участие в данных событиях? Какие ваши качества проявились в них? Каким было влияние этих событий на вас? Изменился ли ваш образ «я» после каждого из них? Произошли ли какие-либо изменения в вашей самооценке в ходе или после этих событий? Изменился ли ваш уровень притязаний после каждого из них? Повлияли ли эти события на ваше самоуважение? Учитывали ли вы результаты данных событий в дальнейшем? Запишите 5 событий из вашего будущего, надолго не задумываясь. Проанализируйте их, отвечая на следующие вопросы. Имеют ли данные события связь с вашим настоящим? Делаете ли вы уже сейчас что-либо, что способствует тому, чтобы данные события наступили? Каким образом это характеризует вашу личность - ваш образ «я», самооценку, уровень притязаний, вашу активность и самостоятельность? Запишите итоги проделанной работы.
|
|