|
2. Функции политической идеологии
Политическая идеология выполняет ряд социальных функций: - самоиндификации индивидов и групп в политическом пространстве; - легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции; - артикуляции интересов групп и слоев общества; - мобилизации и интеграции граждан, стимулирования целенаправленных действий с их стороны; - компенсации социальной неудовлетворенности надеждой на благополучное изменение социального бытия. Идеология как форма мотивации политического поведения используется в демократических системах лишь на этапах концептуализации групповых интересов. Абсолютизация роли идеологии, то есть подчинение ей нравственных, правовых, культурных и иных духовных регуляторов жизни общества, характерна для так называемых «идеократических», тоталитарных режимов. Идеологизация политики делает ее нефункциональной, неспособной определять и решать общественно значимые задачи. Превалирование идеологических ценностей над практическо-политическими и тем более социально-экономическими целями, как известно, стало одной из причин краха тоталитарных режимов в СССР и странах Восточной Европы. Идеологизация международных отношений в ХХ веке, особенно в период между 1945 и 1985 годами, означала их подчинение задачам межгосударственной борьбы по идеологическим мотивам. Мирное сосуществование социалистических и капиталистических государств рассматривалось в Советском Союзе как специфическая форма классовой борьбы на международной арене. Такой подход не раз подводил человечество к грани мировой войны. Выход из создавшегося положения был найден в отказе от конфронтации, в деидеологизации и гуманизации международных отношений. Основными компонентами нового политического мышления являлись активный диалог различных идейных течений, возможность свободного доступа каждого народа к культурным и духовным ценностям, созданным человечеством. С завершением холодной войны идеологическое измерение продолжает оставаться значимым фактором мировой политики. Для него характерны: 1) доминирование западного либерализма и основывающихся на его ценностях международных институтов, играющих ключевую роль в экономике и политике; 2) выдвижение политико-прикладных концепций «демократизации» мира, «размывания суверенитета» и «гуманитарного вмешательства» в качестве идеологической основы для сохранения авторитарно-иерархической модели мироустройства; 3) растущее противодействие многих государств унификаторским тенденциям со стороны Запада и все более активное дистанцирование от него, в том числе в форме критики либерализма и западных ценностей; 4) использование многими негосударственными акторами разнообразных идеологем для обоснования своего видения грядущего миропорядка - от левых и постмодернистских (анархизм, неомарксизм, экологизм и др.) до консервативных (национализм, религиозный фундаментализм и др.). Поскольку политическая идеология предназначена для целевой и идейной ориентации политического поведения, различаются следующие уровни ее функционирования. Первый - теоретико-концептуальный. На нем формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы класса, слоя, нации, государства. Второй - программно-политический. Здесь социально-философские принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования, формируя нормативную основу для принятия политических решений и стимулирования политического поведения граждан. Третий - актуализированный. Он характеризует степень усвоения гражданами целей и принципов данной идеологии и их воплощения в тех или иных формах политического участия. Этот уровень может охватывать довольно широкий спектр вариантов усвоения идеологии - от незначительного изменения позиций до формирования глубинных мировоззренческих ориентиров. Политическая идеология оказывает активное воздействие на общество, соединяясь с психологией людей. Практическое сознание субъекта властных отношений представляет собой политическую психологию. Если идеология является продуктом теоретического сознания, то политическая психология формируется в процессе практического взаимодействия людей между собой и институтами власти. Поэтому в содержании политической психологии доминирующую роль играют чувственные и эмоциональные элементы сознания людей, которые отражают их насущные интересы. Политическая идеология, воздействуя на политическую психологию, рационализирует ее. Инструментом распространения идеологического влияния служит пропаганда. Ее назначение заключается в целенаправленном соединении теоретического и обыденного уровней политического сознания, в формировании у людей готовности к определенному типу политического действия. Идеологии не только влияют на политические процессы, но и сами подвергаются воздействию с их стороны. Возможны следующие варианты такого воздействия. В одних случаях развитие идеологических воззрений, появление новых идей и концепций может опережать сдвиги и изменения в политике. В других - идеологии могут эволюционировать с учетом происходящих перемен. В- третьих, возможно инерционное состояние идеологий, обусловленное живучестью устаревших представлений, исчерпавших свою социальную функцию. Отставание идеологий от сдвигов в политической жизни и социальных изменений чревато их деградацией, что сейчас характерно, в частности, для коммунистической идеологии. Следовательно, при рассмотрении роли и места тех или иных идеологических течений в идейно-политической жизни общества должны учитываться оба аспекта взаимодействия идеологии и политики: влияние идеологических воззрений на политику и политическую жизнь, в том числе на формирование и осуществление того или иного политического курса и, наоборот, воздействие политических процессов на идеологические воззрения социальных общностей. Таким образом, существование социально-структурированного общества порождает потребность в политической идеологии как систематизированном, теоретически оформленном способе социально-группового мышления, являющегося существенным элементом отношений власти.
|
|