|
1. Сущность и основные модели формирования политической идеологии
Наиболее общей категорией, характеризующей субъективную сторону политики, является политическое сознание. Оно охватывает ценности, убеждения, эмоции людей, определяющие их поведение в сфере политических отношений. От политического сознания зависит содержание и характер политического процесса. Основными формами существования политического сознания являются политическая идеология и психология. Политическая деятельность определяется прежде всего системой взглядов, отражающих интересы людей. Эти интересы осознаются и в других формах - религии, искусства, науки и т.д., но идеологическое отражение действительности наиболее непосредственным образом связано с политикой.
Термин «идеология» древнегреческого происхождения и буквально означает «учение об идеях. Впервые в научный оборот этот термин был введен в конце ХVIII века Антуаном де Траси, одним из последних представителей поколения французских просветителей. В многотомном сочинении «Элементы идеологии» (т.1-4, 1805-1815) он охарактеризовал идеологию как «науку об идеях», которая должна быть такой же точной, как и все естественные науки, служить средством воспитания гражданских добродетелей, обеспечивающих стабильность общества. По мнению де Траси, в мировосприятии людей коренятся логические и психологические основы политики.
Де Траси был лидером организации под названием Институт, объединявшей видных философов того времени, которые считали, что идеология должна «изменить лицо мира». Вступивший в эту организацию в 1797 г. Наполеон Бонапарт впоследствии, 20 декабря 1812 г., публично осудил «первых идеологов», списав на идеологию все свои политические ошибки. С тех пор понятие «идеология» приобрело прежде всего политическую окраску и начало применяться в негативном смысле, поскольку ассоциировалось с внушением, навязыванием и поддержанием диктата и принуждения.
Появление понятия «идеология» в конце ХVIII века не означало отсутствия до этого времени идеологии как таковой. Ведь потребность в ней как рациональной основе политики испытывали все общества. Можно полагать, что до европейской секуляризации (эпоха Просвещения) роль идеологии на протяжении столетий выполняла религия.
К числу ученых, занимавшихся историей идей непосредственно до возникновения термина «идеология», обычно относят таких французских просветителей, как Кондельяк, Д.Дидро, Гольбах, К.Гельвеций, П.Ламетри.
В ХIХ - ХХ веках О.Контом, К.Марксом, Э.Дюркгеймом, М.Вебером, В.Парето, К.Мангеймом, Т.Парсонсом и другими учеными исследовались такие аспекты проблематики идеологии, как ее природа, соотношение с наукой, взаимодействие с другими сферами жизни общества. Появился даже термин «идеологоведение».
В дальнейшем в науке сложились разные взгляды на идеологию как объект научного анализа. В работах создателей марксистской теории термин «идеология» в зависимости от контекста использовался в трех значениях: 1) сознание определенного класса в целом; 2)теоретическое сознание; 3)ложное, извращенное сознание, порожденное противоречиями производственных отношений. Марксизм исходит из обусловленности идеологических доктрин материальными условиями жизни общественных групп. В зависимости от места, которое занимает группа в общественных отношениях, ее идеология является научной или нет. Согласно марксизму, идеология научна, если выражает классовые интересы, совпадающие с ведущими тенденциями общественного развития. Естественно, рассматривалась как научная идеология рабочего класса, которому отводилась роль освободителя человечества от эксплуатации. Такой подход к идеологии доминировал в СССР, претерпевая незначительные изменения и уточнения в основном фразеологического характера. Марксистская идеология обычно именовалась пролетарской, революционной, прогрессивной, научной и т.д. Все немарксистские направления политической мысли определялись как буржуазные, империалистические, мелкобуржуазные, реакционные, иллюзорные, ложные и т.д. В отличие от марксистского экономического детерминизма в трактовке идеологии Макс Вебер (1864 - 1920) обращал внимание на взаимообусловленность связей между материальной сферой и мировоззренческими системами. Он писал: «Интересы (материальные и духовные), а не идеи господствуют непосредственно над деятельностью; но «образы мира», создаваемые «идеями», очень часто служили стрелками, указывающими путь, по которому действия были движимы динамикой интересов». Итальянский мыслитель Вильфредо Парето (1848 - 1922), не отрицая социальную обусловленность идей и концепций, тем не менее акцентировал внимание на необходимости выработки таких мировоззренческих систем, «чтобы то, что из них логически следует, не вступало в противоречие с условиями реальной жизни». В формировании мировоззренческих доктрин, предписывающих взгляды на окружающий мир, В.Парето отводил значительную роль факторам иррационального характера и прежде всего доминирующим в обществе устойчивым чувствам. По его мнению, эти чувства и составляют базовую основу наиболее распространенных идей. Внимание ученого привлекали такие проблемы, как трансформация мировоззренческих доктрин под воздействием ментальности народов, специфика мировосприятия идейных форм разными социальными слоями. Он полагал, что интерес низших слоев к социалистической идее, которая зиждется на чувстве сострадания к бедам ближних и поиске способа избавления от подобных бедствий, предопределяет «желание покончить со своими бедами, овладев теми благами, которыми пользуются люди из высших слоев, порой это также зависть, жажда иметь то, что есть у других»1. В западной политической науке преобладают интерпретации идеологии как надисторического явления, существующего вне зависимости от социальных и политических условий. Чаще всего идеологию характеризуют как систему ценностей и предпочтений (Д.Истон, М.Дюверже и др.). Благодаря ценностям осуществляется процесс дифференциации и иерархизации объектов по степени их значимости, что необходимо для стимулирования человеческих действий. Принципиальной позицией многих ученых явлется категорическое разведение идеологии и науки, отрицание у идеологии познавательных функций.
М.Вебер относил идеологию, как и другие мировоззренческие и религиозные образования, к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности. Как веру расценивает политическое мировоззрение и современный политолог У.Матц . Он считает, что идеологии не являются порождением социальных процессов, а сформированы интеллектуалами определенных социальных групп, навязаны ими западным обществам и нашли отклик прежде всего в мифологической составляющей общественного мнения.
Вслед за М.Вебером К.Манхейм рассматривал любую идеологию как неадекватное отражение действительности, как совокупность ложных представлений, обусловленных социально-историческими обстоятельствами, особенностями познания действительности, интересами познающего субъекта. Зарождение феномена идеологии он связывает с трудами английского мыслителя Ф.Бэкона (учение об «идолах разума») и обнаруживает ряд высказываний об идеологическом искаженном сознании в работах Н.Макиавелли и Юма. Вместе с тем К.Манхейм уделял большое внимание функциональным характеристикам идеологии, и, в частности, ее способности сплачивать людей, аккумулировать их политическую энергию.
Подход к феномену идеологии американского ученого С.Зизека можно рассматривать как своеобразную форму его критики. Анализируя взаимосвязь политики и идеологии, он понимает идеологию как систему идей, концепций и верований, претендующих на истинность, но на самом деле служащих определенным политическим интересам. Причинами искаженного отражения действительности теми или иными идеями, по его мнению, могут быть либо осознанное или неосознанное влияние совокупности общественных отношений, либо политические интересы создателей или приверженцев этих идей. Задачу исследователя С.Зизек видит в выявлении скрытого политического подтекста идеологий через различные симптомы (противоречия, умолчания, оговорки и пр)1. Трактуя идеологию как систему ложных идей, искажающих и мистифицирующих действительность в интересах определенных социальных групп, известные западные социологи Р.Арон, Д.Белл, С.Липсет, К.Поппер, Э.Шиллз и др. предприняли попытку ее отрицания как механизма социальной регуляции. В 50-е годы они выдвинули концепцию «деидеологизации», которая основывалась на позитивистском тезисе о снижении значимости идеологических систем в связи с возрастающим влиянием науки на общественные процессы. По мнению адептов этой концепции, в условиях зрелого индустриального общества, где достигнуто общенациональное согласие и обеспечено сотрудничество интеллигенции с институтами власти, место идеологий как ценностного регулятора деятельности людей заняла «чистая», неангажированная социальная наука. Деидеологизация была одним из аспектов технократических теорий «индустриального общества» и конвергенции мировых общественных систем. В 70-е годы под воздействием обострения социальных конфликтов на Западе создатели концепции «деидеологизации», утверждавшей неизбежность «заката», «конца» идеологий, радикально пересмотрели свои взгляды на перспективы феномена идеологии. Ими была разработана концепция «реидеологизации», которая исходила из того же основного посыла, что и концепция «деидеологизации», - о несовместимости идеологии и науки, но в противоположность последней обосновывала возрастающую роль социальных идей в современном мире. Одной из главных причин появления концепции «реидеологизации» явилась необходимость идеологически противостоять коммунистической идеологии. В настоящее время существует несколько версий реидеологизации. Либеральная версия ориентирована на создание «глобальной», «вселенской» идеологии как основы планетарного единства, средства примирения противоборствующих идеологий. По мнению неоконсерваторов «возрождение духа» предполагает обращение к забытым, утраченным ценностям и традициям. Леворадикальная версия акцентирует внимание на поиске альтернативных форм сознания и путей общественного развития. Большинство ученых определяют идеологию как систематизированную совокупность идей, выражающих интересы, цели и намерения больших социальных групп - классов, наций, партий и т.д. Идеология как разновидность корпоративного сознания отражает групповую точку зрения на политическое и социальное развитие. Она предназначена для внедрения в массовое сознание соответствующих критериев оценки настоящего и будущего развития общества. Любая идеология носил политический характер, но понятие политическая идеология употребляется в специфическом смысле - для характеристики рационально-ценностной мотивации политического поведения и мировоззренческой основы политики. Политическая идеология обосновывает притязания общественных групп на власть и ее использование и потому предусматривает определенную стратегию действий. Она конкретизируется в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил, обретая четкость, направленность на конкретные ситуации и властные механизмы1. Перечисленные особенности политической идеологии свойственны прежде всего либерализму, консерватизму, марксизму, социал-демократизму, анархизму, фашизму. В меньшей степени они характерны для экологизма, пацифизма, феминизма. Существуют четыре основные модели формирования политической идеологии. Первая - модель конденсации. Механизм этой модели состоит в том, что в результате своеобразной конденсации испарений массового сознания присущие ему представления трансформируются в идеологические структуры (например, идеология тред-юнионизма, экологизма, феминизма). Вторая модель - интегративная. Для нее характерны синтез, конвергенция различных идей и представлений существующих идейно-политических течений (например, неолиберализм, неоконсерватизм). Третья модель - дивергентная. В этом случае формирование новой политической идеологии происходит в результате дезинтеграции, расщепления существующей идеологии. Так, на базе марксизма возникли большевистская и социал-демократическая идеология и политическая практика. Четвертая модель - ревитализации идеологий, в результате которой происходит возврат к старым идеям, их возрождение в модифицированной форме (например, попытки возврата к истокам, марксизма, консерватизма и т.д.). Следует отметить, что выделение этих моделей носит условный характер. В реальном процессе генезиса идеологий они нередко сочетаются и не встречаются в чистом виде. Вместе с тем знание этих моделей может помочь исследованию механизма возникновения идейных течений. Политические идеологии различаются по двум основаниям: 1) по парадигмам, т.е. предлагаемым моделям общества; 2) по степени охвата ими политических реалий. Первое основание разделяет политические идеологии на правые, центристские и левые. Правые идеологии (либерализм, консерватизм и их модификации) ориентированы на такую модель общества, которая основывается на принципах демократии и рыночной экономики. Левый политико-идеологический спектр составляют идеологии, для которых социальный прогресс сводится к достижению равенства и социальной справедливости, созданию условий для всестороннего развития личности. Влиятельная левая идеология - марксизм связывает возможность реализации коммунистического идеала с применением радикальных, насильственных способов преобразования общества. Как левая идеология под воздействием марксизма возник социал- демократизм. Последующая эволюция этой идеологии привела ее к отказу от идеи революционного осуществления социальных преобразований, к ориентации на реформы как единственно целесообразный способ достижения равенства и справедливости. Последние трактуются не как равенство результатов, а равенство стартовых возможностей и шансов для самореализации индивидов. Происшедшая за более чем столетие трансформация базовых принципов и целей социал-демократизма превратила его в идеологию центристского характера. Исходя из идеологических представлений, российские партии идентифицируют себя либо с правой политической ориентацией (СПС) и правоцентристской («Единая Россия»), либо с левой (КПРФ и другие коммунистические и социалистические организации) и левоцентристской ориентацией («Справедливая Россия», социал-демократы). С учетом охвата идеологиями политических реалий они могут делиться на метаидеологии, претендующие на объяснение глобальных социальных и политических процессов, и частных, затрагивающих отдельные конкретные аспекты политического бытия общества и личности. К первой категории следует отнести либерализм, консерватизм, социализма. Ко второй - анархизм, национализм, экологизм, феминизм, коммунитаризм, различные формы религиозно-политической идеологии, фашизм и неофашизм и др. Со временем частные идеологии могут трансформироваться в глобальные.
|
|