Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



ВВЕДЕНИЕ

  Десятилетие, последовавшее за окончанием «холодной войны» было периодом известного снижения роли идеологий как мотивационной основы политики. На рубеже 80-х и 90-х годов, как и в 1960-е годы, высказывались поспешные суждения об исчерпании идеологиями своих функций, их исчезновении из мировой политики и международных отношений.
  События начала ХХI века дают основания утверждать, что неопределенность в идеологической сфере, наступившая в результате завершения биполярной конфронтации, сменяется ростом влияния идеологических систем, новой идеологизацией, которая становится важным фактором формирования полицентрического миропорядка. Доказательством тому служат следующие реалии.
  Большинство идей, рожденных в предыдущие столетия, не утратили своего научного и идеологического значения, хотя и могут рассматриваться как этапы в становлении мировоззренческих систем, формы, в которые облекалась философская и политологическая мысль, претендовавшая на объяснение и преобразование мира в сравнительно недалеком прошлом. Идеологические процессы инерционны, и их продолжительность измеряется активной общественной деятельностью целых поколений.
  Глобальным экономическим, социокультурным и национально-этническим сдвигам, сопровождающим переход к постиндустриализму, сопутствуют идейные и идейно-политические трансформации, изменения в содержании наиболее влиятельных идеологий, функционально задействованных в политических системах государств, в международной политике и транснациональных политических процессах.
  Противоречия глобализации дали мощный импульс кристаллизации и усилению влияния ряда идейно-политических течений, еще недавно пользовавшихся ограниченной поддержкой социума (экологизм, феминизм, коммунитаризм), и стимулировали появление антиглобализма - идейно-политического течения, синтезировавшего демократические, левые и альтернативистские идеи.
  Обозначилось намерение политического класса стран Запада и прежде всего США выдавать либерально-консервативные идеи за концептуальную основу универсальных моделей организации социального устройства отдельных государств и мирового сообщества в целом; в то же время все более широкое распространение получают антиамериканские и антилиберальные ориентации, ужесточается идейно-политическое сопротивление глобализму.
  Усиливается тенденция к соединению идеологии с геополитикой и геостратегией. Особенно отчетливо она проявляется в либерально-прагматических идеологемах «демократизации мира» как средства обеспечения национальной безопасности США, «гуманитарных» и «превентивных» интервенций с целью защиты прав человека. Органическое соединениеидеологии и геополитики характерно для работ одного из крупнейших современных политических мыслителей Зб.Бжезинского, в течение второй половины ХХ - начала ХХI века плодотворно разрабатывающего государственную идеологию США - идеологию американизма.
  Идейные ценности являются важнейшим компонентом «мягкой силы» как одной из ключевых составляющих могущества и возможностей государств. Информационно-идеологическая и культурная экспансия Соединенных Штатов служит средством реализации их претензий на доминирование в мире. Не случайно известные политики неоднократно заявляли о важности для Соединенных Штатов развернуть идеологическое наступление во имя продвижения американских ценностей по всему миру.
  В последние десятилетия резко активизировался радикальный исламизм - идеологическое течение, отразившее энергетику озлобленной и обездоленной части мусульманского населения, рассматривающего Запад как первопричину своей отсталости и приниженности. Исламо-экстремизм стимулируют и такие факторы, как арабо-израильский конфликт, иностранные вторжения на территорию исламских государств (будь то американское в Ирак или советское в Афганистан), навязывание арабскому миру стандартов либеральной демократии. Исламо-экстремизм завоевал популярность в массах своей напористостью, простотой и доступностью проповедуемых догм и способов решения общемусульманских и глобальных проблем. Его адепты ставят своей задачей создание халифата, охватывающего не только мусульманские страны, но и территории с компактным проживанием мусульман.
  Рост интереса к идеологической проблематике наблюдается в российском научном сообществе. Дискутируется вопрос о необходимости и возможности разработки объединяющей идеологии для современной России. Некоторые ученые видят в ней фактор достижения консенсуса по основным направлениям реформирования страны, цивилизационного и политического самоопределения. Их оппоненты, на наш взгляд, резонно обращают внимание на невозможность выработки единого идейного вектора для подавляющего большинства нации при существующих в настоящее время разбросе мнений и остроте споров. Задача эффективного государства, считают они, состоит в создании благоприятных условий для длительного и противоречивого взаимодействия различных субъектов всех сфер жизни, которое может стать средой, способной постепенно формировать национальную идею.
  Нередки и высказывания в пользу выдвижения некоей консолидирующей идеи для российского общества. Но такая идея обычно возникает в государствах, претендующих на особую, мессианскую роль в мире (США, СССР), или порождается стремлением правящих кругов объединить разобщенное население против внутренних и внешних врагов, как это имело место, например, в предвоенной Германии. Попытки же консолидации российского общества на базе «нового мессианства» или борьбы против «кого-то» могли бы существенно осложнить положение страны, ослабить ее позиции.
  Все вышеизложенное определяет научную и политическую актуальность обращения к проблеме места и роли идеологий в современном мире, их влияния на трансформацию международных отношений и формирование полицентрического мироустройства.
  В последние годы глобальные идеологические процессы как фактор мирового развития являются в основном предметом анализа западной политической науки. Исследования этой проблематики отечественными учеными пока малочисленны. В российском образовательном пространстве единичны работы, посвященные комплексному обобщению знаний о политических идеях и идеологиях.
  В предлагаемом учебном пособии, апробированном автором на отделениях политологии вузов Санкт-Петербурга, раскрывается содержание наиболее влиятельных мировоззренческих систем, предпринимается попытка осмысления идеологического измерения мировой политики в контексте глобализации. В той мере, в какой это представляется необходимым для освещения проблематики, рассматриваются другие аспекты идеологоведения - методологические (природа идеологических явлений, методы их выявления и описания, подходы к анализу) и функциональные (место идеологий в идеологическом спектре, роль и функции).
  Целевая установка учебного пособия предопределила следующую его структуру. В теме 1 излагается общая методология изучения политических идеологий в их классических и современных формах. В темах II - VII рассматриваются принципиальные особенности и современные версии метаидеологий - либерализма, консерватизма, марксизма и социал- демократизма. В заключительной теме VIII представлены основные идеологические течения прошлого и современности, их воздействие на мировое развитие. Библиография включает основные исследования по рассмотренной в пособии проблематике, опубликованные в отечественной научной литературе и одном из ведущих зарубежных специализированных периодических изданий - «Журнале политических идеологий» (Оксфорд).
  Автор стремится ознакомить читателя с широким спектром идеологических позиций глобализирующегося мира, стимулировать самостоятельный анализ существующих взглядов и концепций, формирование политических и идейных предпочтений. Работа может быть востребована в высшей школе для изучения комплекса идеологем и представлений об основных подходах к ключевым проблемам современности, способствуя тем самым политической социализации будущих специалистов.

Назад

 
© www.txtb.ru