|
2.4.1. Место и роль групп интересов в политике
Наряду с личностями важнейшими субъектами политики выступают социальные группы - классы, этнические, территориальные, религиозные, профессиональные, половозрастные и другие группы общества, в результате взаимодействия которых осуществляется политический процесс. Исследования групп показали, что между государством и партиями, с одной стороны, и обществом, - с другой, существует некая "прокладка" - сфера организованных интересов, связывающих гражданское общество с политическими институтами. Группы - это неформальные сообщества, стабильно объединяемые и связываемые определенными признаками входящих в них людей их статусом, ролями, типом отношений, мотивацией и нормами деятельности. Их огромные возможности, значительное влияние имеют, однако, большей частью неполитический характер. Постоянно реализуемая задача групп - представить свой интерес в политическом процессе, трансформировать свое влияние в политическое. Для этого и служит система социального представительства, т. е. система институтов, через которые воля граждан и групп переносится в сферу принятия политических решений, она включает в себя "группы интересов" и политические партии. Теорию заинтересованных групп или "групп интересов" разрабатывал А. Бентли. "Группы интересов" - это добровольные (и не обязательно официально зарегистрированные) ассоциации граждан, созданные для выражения и представления их интересов во взаимоотношениях с другими группами и политическими институтами и предназначенные (в отличие от партий) не для завоевания власти, а лишь для влияния на институты власти. Можно предложить следующую типологию "групп интересов": общественные организации (профсоюзы, творческие союзы, различные фонды, клубы и т.п.), политические лобби, политические кланы, "группы давления". "Группы давления" - это "группы интересов", в первую очередь использующие для влияния на власть не методы информирования и убеждения, а методы прямых организованных действий. Иными словами, они не ограничиваются написанием писем и обращений к законодателям, членам правительства, представителям администрации и высокопоставленным бюрократам. Они организуют мобилизацию широкого общественного мнения, соответствующую кампанию в печати и других средствах массовой информации, наконец, забастовки, митинги, демонстрации, марши, пикетирование и иные публичные акции в поддержку своих требований. Не менее действенна и такая форма давления как отказ в поддержке при избрании, назначении, продвижении, удовлетворении материальных интересов тех или иных властвующих, либо стремящихся к власти лиц. Так действуют "группы давления" в условиях открытого политического плюрализма. В тоталитарном же обществе они сосредоточены почти исключительно внутри государственно-партийного бюрократического аппарата и представляют собой его относительно обособленные функциональные звенья, а также земляческие, этнические группировки, которые наряду с вышеуказанными ведомственно-территориальными звеньями соперничают между собой в смежных областях интересов. Здесь специфика "групп давления" как бы стерта, как и вообще всех "групп интересов". Все они приобретают подобие кланов, которые, впрочем, как особый тип существуют и в демократическом, плюралистическом обществе. Политические кланы - это "группы интересов", построенные по семейно-родственному принципу. Они сочетают в себе черты патриархальных коллективов и современных политических организаций. Ядром клана является несколько десятков или даже сотен представителей политической элиты, объединенных представлениями о реальном или мнимом родстве и сплоченных вокруг главы клана. То есть это не обязательно члены одной большой семьи, но всегда родственники, или соплеменники, или земляки, или единомышленники (единоверцы), солидарность которых цементируется патриархальной этикой. Структура клана никогда не ограничивается элитой, она представляет собой разветвленную сеть клиентов в средних и даже низших звеньях государственного аппарата и всей социальной пирамиды. Именно она обеспечивает устойчивость влияния клана на институты власти. Этот по существу доклассовый институт общественного управления в той или иной степени "вписан" в систему политических отношений многих современных государств. Роль кланов как активных субъектов политики особенно сильно проявляется в странах, где сильны стереотипы традиционной политической культуры. Различаются "старые" кланы, существующие в нескольких поколениях, и "новые", чье выдвижение является результатом крупных социальных изменений, переживаемых или недавно пережитых обществом. В отличие от "групп давления", действующих по определению "открыто" и "громко", политические кланы себя не агитируют (хотя обществу, конечно, как правило известно об их существовании) и действуют "тихо". Однако, от их позиций и деятельности очень многое зависит в политике Порой именно их отношениями, борьбой или компромиссами определяется ход всего политического процесса. Не менее интересным и важным типом "групп интересов" и звеном в системе социального представительства является политическое лобби. Кратко говоря, лобби - это неформальные, неявные ассоциации, влияющие на институты власти. Само английское слово "лобби" первоначально обозначало крытые прогулочные галереи в монастырях. В 40-х годах XVII в. так стали называть два коридора в палате общин британского парламента, вне зала заседаний, где депутаты могли обменяться мнениями и т.д. Уже тогда отмечалось, что там "они могли по случаю встретиться с другими лицами, которые на пленарные заседания не допускались". В современном политическом значении понятие "лобби" впервые появилось 1808 г. в протоколах Конгресса США. С середины XIX в. термины "лобби", "лоббизм" относятся к числу самых употребительных в американском политическом лексиконе Европейцы длительное время предпочитали французское слово "кулуары" (ср. выражение "в кулуарах"), что, собственно тоже означает "коридоры", в России говорят "коридоры власти". С 1864 г. термин "лоббирование" начал обозначать покупку голосов за деньги в коридорах американского конгресса В Англии такая политика прямого подкупа считалась предосудительной (в отличие от обычного неформального убеждения депутатов в чем-либо "в кулуарах"). Поэтому английский вариант термина долго не признавался и только в XX в. получил статус международного. Политика лоббирования может проводится в пользу определенных социальных сил, региональных или этнических групп, тех или иных решений конкретных проблем и т п. Наиболее полно лобби проявляют себя в США. Американские политологи даже называют их "третьей палатой Конгресса". В 1946 г. был принят "Федеральный закон о регулировании лоббизма", в соответствии с которым он регистрируется и подвергается финансовому контролю. Тем не менее понятно, что такой контроль является лишь частичным, ибо сама природа этого феномена исключает возможность его полного осуществления. Сегодня лоббирование, вопреки обыденным представлениям, - это не обязательно только закулисный подкуп, но и система аргументации, механизм подготовки и принятия социально-конструктивных законодательных или административных актов. Его средствами могут быть и выступления на слушаниях в комитетах и комиссиях парламента, предоставление результатов исследований, экспертиз, и финансирование избирательных кампаний, и публикации в средствах массовой информации (например, распространение в избирательном округе депутата результатов голосований) и т. д. Лоббистские кадры - это бывшие чиновники законодательных и исполнительных учреждений, государственные деятели, а также многочисленные юристы, журналисты, специалисты по общественному мнению и связям с общественностью, различного рода эксперты, консультанты, исполнители. На основе этих кадров создаются специальные фирмы, бюро, агентства, профессионально занимающиеся организацией и осуществлением лоббирования как бизнеса. Лобби в современной России не столь четко структурированы, границы, позволяющие отличить их от такого, например, явления как политические кланы, гораздо более расплывчаты, но само их существование является неоспоримым фактом.
|
|