Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



7.3.6. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий

  Теоретико-методологические основы данной теории разрабатывались с начала 50-х годов 20-го столетия в Московском государственном университете группой психологов, возглавляемой П.Я. Гальпериным. В последующем она развивалась Н.Ф. Талызиной. В целом эта теория опирается на положения, сформулированные отечественными психологами Л.С. Выготским и А.Н. Леонтьевым о своеобразии умственных действий. Они выражаются в том, что человек в процессе своей деятельности постоянно переносит и преобразует внешние действия (действия с материальными предметами) во внутренние умственные (мысленное представление или, как говорят психологии, во внутренний план).
  В соответствии с этой теорией усвоение знаний, умений и навыков происходит путем интериоризации, т. е. путем поэтапного перехода «материальной» (внешней) деятельности во внутренний (умственный) план (интериор - внутренний, отсюда интериоризация - переход во внутренний план). В результате такого перехода внешние действия с материальными предметами преобразуются в умственные - интеризируются. При этом они подвергаются обобщению, вербализируются, сокращаются, становятся готовыми к дальнейшему внутреннему развитию, которое может превышать возможности внешней деятельности.
  Принципиальный смысл методов, основанных на теории поэтапного формирования умственных действий и понятий (ТПФУДН) заключается в том, что процесс усвоения знаний и формирование соответствующих умений и навыков протекает в ходе овладения определенной деятельностью (выполнение действия - получаю нужные знания о них).
  Основным в обучении по данным методам является предварительное заучивание знаний для последующего их применения, а овладение определенными действиями (умственными, сенсорными, двигательными), в ходе которого закрепляются в памяти знания, необходимые для выполнения этих действий. Основное место в таком обучении занимают практические действия. Авторы этой теории особое внимание уделяют ориентировочной части, позволяющей тут же выполнить исполнительскую часть деятельности вначале очень медленно, но правильно.
  Существенным отличием методов ТПФУДП от традиционной системы обучения является то, что на первый план методической подготовки педагога к занятию он ставит разработку схемы ориентировочной основы действия (ООД), заучиваемой внешним образом.
  Эта материальная (предметная) или материализованная (на основе моделей, топографической карты и т.п.) схема ООД должна в ходе поэтапного освоения действия быть перенесена в мыслительный план, который называют оперативным планом мышления (ОПМ).
  Перенос предметов и действий в мыслительный план осуществляется в процессе такого обучения в пять этапов.
  1- й этап - разработка схемы ООД и знакомство обучающегося с моделью осваиваемого действия. Схема ООД - алгоритм, в котором последовательно расписываются все шаги обучающегося, приводящие к решению задачи.
  2- й этап - выполнение действия в материальной или материализованной форме. При материализованной форме выполнения действия обучающиеся изучают машины, действуют с реальными органами управления, оценивают реальную местность и др. При материализованной форме действие выполняется на основе схем. Моделей и т.п., то есть когда реальный объект невозможно предъявить или изучаемые части сложны, недоступны для действия с ними. На этом этапе обучающийся многократно выполняет действия в соответствии со схемой ООД и одновременно громко проговаривает каждое действие. Этот этап завершается таким уровнем умений и знаний, когда обучающийся может работать без схемы ООД, но с обязательным рассказом о выполняемых действиях.
  3- й этап - выполнение действий без схемы ООД в форме громкой речи (внешняя речь). Выполняя каждую операцию, обучающийся ее громко проговаривает, как на втором этапе, но уже без схемы ООД.
  4- й этап - формирование действия с опорой на речь «про себя» (внутренняя речь). Здесь громкая речь (последняя внешняя опора) заменяется речью «про себя», при этом и она все больше сокращается. Перед выполнением каждой операции обучающийся, сокращенно проговаривает ее, мысленно ориентируется в структуре предстоящего действия. На этом этапе правильность операций можно контролировать только на исполнительной части действий.
  5- й этап - формирование действия во внутренней речи. Обучающийся выполняет операции быстро и уверенно.
  Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий используется при отработке практических действий формирования умений и навыков по определенной области знаний.


 
© www.txtb.ru