|
7.3.5. Алгоритмизация обучения
Алгоритмизация процесса обучения представляет собой разработку и реализацию алгоритмов для обучающихся и педагогов (или обучающих машин). Она способствует вооружению обучающихся точными алгоритмами для решения различных типов задач с целью, чтобы обучающийся не шел путем проб и ошибок, а применял алгоритм, который всегда приводит к верному решению. Теоретические основы концепции алгоритмизации обучения разработаны группой ученых под руководством Л.Н. Ланда. Термин «алгоритм» в научный оборот ввел аль-Хорезми. В теории и практике обучения понятие «алгоритм» (совокупность действий и правил для решения данной задачи) вошло в конце 50-х годов 20-го века в связи с развитием программированного обучения. Алгоритмы для обучающихся делятся на две группы: - алгоритмы, связанные с изучаемым предметом, позволяющие решать характерные для этой дисциплины задачи; - алгоритмы учения (усвоения содержательной учебной информации). Алгоритмы для педагога учитывают как закономерности усвоения, так и требования теории управления. Эффективность процесса обучения зависит от качества алгоритмов, используемых педагогом и обучающимся. Реально в практике разрабатываются лишь алгоритмы, отражающие обобщенные приемы педагогической деятельности, усвоение которых позволяет преподавателю самостоятельно принимать решения по конкретным педагогическим проблемам. Результативность использования данной концепции обучения зависит от уровня сформированности алгоритмической культуры участников процесса обучении. Она представляет собой совокупность специфических представлений, умений и навыков, связанных с понятием алгоритма, формами и способами его записи; основа компьютерной культуры (М.П. Лапчик). Овладение алгоритмической культурой предполагает: понимание сущности алгоритма и его свойств; представление о возможности алгоритмизации той или иной области деятельности человека, где существуют алгоритмы этой деятельности; умение описать алгоритм с помощью определенных средств и методов представления (например, с помощью блок- схем); знание основных типов алгоритмических процессов. Алгоритмизированное обучение строится на основе разработки соответствующих моделей мыслительных процессов, последовательных умственных действий, обеспечивающих успешное решение учебных задач. Усвоение содержательной учебной информации идет путем последовательного выполнения одной за другой логически взаимосвязанных операций. Данная концепция может быть реализована при преподавании любой учебной дисциплины в образовательном учреждении.
|
|