|
Умственное воспитание школьников. Культура учебного труда. Умственное воспитание направлено на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, навыков мыслительной деятельности, диалектического мышления, рациональной организации учебного труда. Задачи: 1. Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании. 2. Формирование умений и навыков познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления. 3. Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формировании мировоззрения, в освоении способов деятельности. 4. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям, познавательной деятельности, к самому себе. Пути осуществления 1. В учебном процессе в учреждениях общего, профессионального и до полнительного образования (развивающее обучение). 2. В процессе самообразования.
3. В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми (в т. ч. внеклассной работе).
4. В результате влияния СМИ. Массовые формы: научно-популярные лекции, конференции, тематические выставки, выпуск стенгазет, организация недель по предметам, вечеров, конкурсов, олимпиад. Групповые формы: предметные кружки, секции и т.д. Индивидуальные формы: связаны с чтением научно-популярной литературы, конструированием и моделированием, выполнением творческих заданий, подготовкой докладов, рефератов и т.п.
Культура учебного труда характеризует качество умственной деятельности учащихся и включает в себя:
- правильной планирование учебного труда;
- четкую организацию учебного труда;
- соблюдение правил учебной гигиены;
- рациональные приемы работы с литературой;
- самоконтроль;
- своевременную коррекцию своих действий;
- самоанализ результатов умственного труда;
- выявление причин обнаруженных недостатков;
- устранение недостатков в новом цикле учебной деятельности.
Содержание, пути и формы нравственного воспитания в современных условиях. Мораль - сумма правил, требований, норм, регулирующих взаимодействие между людьми. Нравственность конкретного человека есть освоенная внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувство совести. Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали. Задачи: 1. Формирование нравственного сознания, основными категориями которого являются: нравственный идеал, этические ценности и нормы, моральная мотивация, этическая оценка. 2. Развитие нравственных чувств: гуманизма, совести, чести, достоинства, долга, принципиальности, ответственности, товарищества, коллективизма, доброты, уважения к людям, милосердия и др. 3. Формирование опыта поведения, соответствующего принятым этическим нормам и традициям; выработка нравственных привычек. Пути осуществления 1. Использование потенциала учебного процесса. 2. Нравственное просвещение во внеклассной работе с использованием воспитательных возможностей учреждений культуры, здравоохранения, правоохранительных органов и т. д. 3. Формирование нравственного опыта и культуры общественного поведения в коллективной жизни, совместной деятельности и общении. 4. Семейное воспитание, обеспечение взаимодействия семьи и учреждений общественного воспитания. Методы и формы: нравственное просвещение, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, создание воспитывающих ситуаций, ролевые игры, специальные уроки, этические беседы, лекции, дискуссии, тематические вечера, встречи, конференции. Критерии нравственной воспитанности - знание нравственных норм; - наличие в сознании учащихся нравственных правил, потребность и умение их выполнять; - способность переживать нравственные чувства; - поведение в соответствии с нравственными нормами. Педагогические основы трудового воспитания. Профориентация. Труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные силы. Трудовое воспитание есть процесс вовлечения учащихся в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им производственного опыта, трудовых умений и навыков, развития творческого практического мышления, трудолюбия и других качеств. Задачи 1. Формирование мотивации (потребности, интереса, чувства долга и ответственности) и позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду как к форме бытия и способу самореализации человека. 2. Формирование системы знаний, необходимых для выполнения трудовой деятельности, выбора профессии, социального, профессионального и жизненного самоопределения. 3. Формирование опыта (способов) общественно-полезной, производительной деятельности; умения применять теоретические знания на практике; способности к творчеству. Пути осуществления 1. Общеобразовательная подготовка. 2. Трудовое обучение. 3. Внеклассная и внешкольная работа, включающая в себя просвещение, знакомство с современным производством, профессиями и людьми труда, разнообразную по содержанию и формам групповую деятельность и общение. 4. Трудовая деятельность (учебный труд, общественно-полезный труд, производительный труд). Учебный труд включает в себя труд умственный и физический. Умственный является наиболее напряженным, требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости. Привычка к повседневному умственному труду имеет большое значение для всех видов трудовой деятельности. Учебными программами предусмотрен физический труд на уроках трудового обучения в учебных мастерских и на пришкольном участке. В процессе физического труда создаются условия для проявления учащимися нравственных качеств, коллетивизма, взаимопомощи, уважения к людям и результатам их деятельности. Общественно-полезный труд организуется в интересах членов всего коллектива и каждого ученика в отдельности. Он включает в себя труд по самообслуживанию в школе и дома (уборка класса, школьной территории, бытовой труд дома и др.), летнюю работу во время каникул, работу в школьных ремонтных бригадах, шефскую работу. Производительный труд предполагает участие школьников в создании материальных ценностей, вступление в производственные отношения. Участие в производительном труде развивает у учащихся профессиональные интересы, склонности, потребности в труде. Российская школа имеет богатый опыт вовлечения детей в производительный труд - это ученические производственные мастерские и цеха, меж- школьные мастерские. Педагогические требования организации трудового воспитания - раннее приобщение к труду; - общественная значимость трудовой деятельности; - радость труда; - тактичный контроль со стороны взрослых; - чередование труда и отдыха, чередование видов труда; - результат каждого трудового задания; - не отрицание личной материальной заинтересованности ребят; - связь с нравственным воспитанием; - соответствие возрастным особенностям; - самостоятельная организация своего труда. Психологическая и практическая подготовка к труду находит свое продолжение и развитие в профессиональной ориентации, которая представляет собой обоснованную систему социально-экономических, психологопедагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся и молодежи в профессиональном самоопределении. Профессиональная ориентация состоит из: профессионального просвещения, профессиональной диагностики, профессиональной консультации, профессионального отбора и профессиональной адаптации. Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение учащимся определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий. С работы по профессиональному просвещению начинается ознакомление школьников с профессиями. Учителя, классные руководители, родители могут активно влиять на выбор учащимися профессии, на формирование профессиональных мотивов. Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку и использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии. Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями. Различают несколько типов профконсультаций. В ходе справочно-информационной консультации школьника знакомят более глубоко с содержанием профессии, требованиями к ней, возможностями трудоустройства, повышения профессионального мастерства. Диагностическая индивидуальная профконсультация имеет своей целью определение возможных областей деятельности, в которых ученики могут наиболее успешно трудиться. Результатом такой консультации должно быть определение не одной какой- либо профессии, а группы родственных профессий. Медицинская профкон- сультация устанавливает степень соответствия здоровья человека требованиям профессии. Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий. Его осуществляют высшие и средние специальные учебные заведения, предъявляющие определенные требования к поступающим, или учреждения, принимающие человека на работу. Профессиональная адаптация - это процесс вхождения молодого человека в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности. Успешность адаптации является показателем правильности выбора профессии. Компоненты профориентации взаимосвязаны, соподчинены. Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. В начальной школе формируется положительное отношение к труду, раскрывается важность и необходимость труда для общества, формируется потребность быть полезным людям. В основной школе раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности, расширяется круг представлений о труде. Ученикам предоставляется возможность ознакомиться с практическим применением достижений науки в сфере производства. На ступени средней школы профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознанны. Учащиеся в процессе профориентации получают более полные сведения об экономике производства, уровне механизации и автоматизации. Старшеклассники принимают решение о выборе профессии, к большинства из них четко определяются мотивы учебной деятельности. Эстетическое воспитание школьников. Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое в жизни и искусстве. Задачи 1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата. 2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотивации (потребностей, интересов) и способностей к художественнотворческой деятельности. 3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей; выработка умений и навыков организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и ценностей. Пути осуществления 1. Эстетическое воспитание и образование в учебной (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, ИЗО, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы. 2. Приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т.п. Формы внеклассной и внешкольной работы: кружки, студии, центры эстетического воспитания, музыкальные и художественные школы, концерты, художественная самодеятельность, недели детской книги, театра, кино, музыки, праздники, выставки. Принципы системы эстетического воспитания - всеобщность; - комплексный подход; - связь с жизнью; - сочетание классных, внеклассных, внешкольных занятий; - единство художественного и общего развития детей; - художественно-творческая деятельность и самодеятельность детей; - эстетика всей детской жизни; - учет возрастных особенностей детей. Физическое воспитание школьников. Физическое воспитание есть целенаправленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физкультурной и спортивной деятельности детей. Она включает детей в разнообразные формы занятий физической культурой и спортом, способствует гармоничному развитию личности. Задачи 1. Укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию школьников. 2. Формирование системы физкультурно-спортивных знаний. 3. Развитие потребности, интереса, эмоционально-ценностного отношения к укреплению своего здоровья, к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом. 4. Развитие волевых и спортивно-физических качеств (сила, ловкость, выносливость и т.п.), психической уравновешенности. 5. Воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.). 6. Формирование эстетических качеств (осанки, культуры движений ). 7. Выработка привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом. Пути осуществления 1. Физическое воспитание в учебном процессе - уроки физкультуры в зависимости от возраста. 2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия (гимнастика, физкультминутки, подвижные игры). 3. Внеклассные формы занятий физкультурой и спортом. 4. Общешкольные и внешкольные физкультурно-массовые спортивные мероприятия.
|
|