|
Тема 1. Сущность процесса воспитания
1. Сущность и задачи процесса воспитания. Рассмотрим различные подходы к определению понятия воспитания. Воспитание как общественное явление - процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности. Воспитание как педагогическое явление - целенаправленное и планомерное создание условий для освоения человеком культуры, перевода ее в личный опыт через организованное длительное взаимодействие с ним и воздействие на развитие индивида со стороны окружающих воспитательных институтов с учетом его потенциальных возможностей с целью стимулирования его саморазвития, самостоятельности и формирования личности. Воспитание в широком социальном смысле - совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей. Под воспитанием следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями. Этот подход к трактовке развития личности получил название деятельностно-личностной концепции воспитания. Сущность этой концепции состоит в том, что, только включая растущего человека в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность в этой деятельности, можно осуществлять его воспитание. Задачи воспитания 1. Целостное формирование личности с учетом цели всестороннего гармонического развития личности. 2. Формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности. 3. Приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства. 4. Воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности. 5. Развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований. 6. Организация познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание. 7. Организация личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности. 8. Развитие важнейшей социальной функции личности - общения. Воспитательное воздействие направлено на конкретную личность или определенную группу людей. Воспитание осуществляется через: специальные учебно-воспитательные учреждения; организации и объединения (семья, различные типы школ, учреждения социальной защиты, поддержки и коррекции); учреждения дополнительного образования; детские и юношеские объединения и объединения по месту жительства. Последовательность педагогических действий: - ознакомление с общими нормами и требованиями; - формирование отношений; - формирование взглядов и убеждений; - формирование общей направленности личности. Составные части воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое, экологическое, идеологическое, экономическое и др. При организации процесса воспитания можно рассматривать систему следующих отраслей. Педагогика - сущность, закономерности, тенденции, перспективы воспитания; теория и методика процесса воспитания: принципы, содержание, формы, методы средства организации, управления и осуществления; деятельность институтов воспитания. Психология - индивидуальные, возрастные, групповые особенности и закономерности развития и поведения людей, психические процессы и свойства. Медицина и физиология - гигиенические факторы развития, особенности физиологического развития, влияющие на процесс воспитания, порождаемые им. Философия - познавательное, ценностное, социально-нравственное и эстетическое отношение человека к миру; онтологические и гносеологические основы воспитания. Биология и генетика - естественные (природные) основы и условия развития, отражающиеся на процессе и результатах воспитания. Социология - социальные условия, факторы и институты развития человека, их соотношение, характер и степень влияния, социальный заказ системе воспитания. Экономика и право - воспитание и экономическое развитие, экономическая база воспитания; нормативно-правовое обеспечение социализации личности, правовое воспитание. Этнография - отношение к человеку и воспитанию, закономерности и специфика воспитания у разных народов, элементы народной и семейной педагогики. Общие закономерности и принципы процесса воспитания. Закономерности воспитания - устойчивые, повторяющиеся и существенные связи в воспитательном процессе, реализация которых позволяет добиваться эффективных результатов в развитии и формировании личности. Проблема закономерностей и принципов воспитания - одна из ключевых проблем педагогики. Выявить закономерные, повторяющиеся связи в процессе воспитания, значит обеспечить возможность достижения желаемого результата в педагогической деятельности. Общие закономерности воспитания. 1. Необходимость одновременной и взаимосвязанной, т. е. комплексной, организации различных видов деятельности как предпосылки всестороннего развития личности. (Воспитание развивающейся личности происходит только в процессе включения ее в деятельность. Существуют различные виды деятельности: игровая, учебно-познавательная, общественно-политическая, художественно-эстетическая и др.). 2. Воспитание есть стимулирование активности формируемой личности в организуемой деятельности. (С психологической точки зрения первопричиной активности человека являются те внутренние противоречия между тем, какой он есть и каким он должен быть, которые он переживает в различных жизненных обстоятельствах и которые побуждают его к деятельности и к работе над собой). 3. В процессе воспитания необходимо проявлять высокий гуманизм и уважение к личности воспитанника в сочетании с высокой требовательностью. 4. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективу их роста, помогать им добиваться радости успехов. 5. В процессе воспитания необходимо выявлять и опираться на положительные качества учащихся. 6. Воспитание должно осуществляться в коллективе и через коллектив. 7. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности педагогических усилий учителей, школы, семьи и общественности. С учетом этих закономерностей должна осуществляться как учебная работа в школе, так и воспитание у учащихся личностных качеств. В тесной взаимосвязи с закономерностями воспитания находятся принципы воспитательного процесса. Принципы воспитательного процесса - это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Рассмотрим закономерности и связанные с ними принципы воспитания. 1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этническими нормами и традициями. Принцип общественной направленности воспитания Принцип субъектности (развитие способности ребенка осознавать свое «я») 2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влиянием объективных и субъективных факторов. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, школы, коллектива, общественных организаций Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий 3. Позитивная реакция личности на педагогические воздействия обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Принцип гуманистической направленности воспитания Принцип опоры на положительное в человеке 4. Эффективность воспитания детерминирована степенью собственной активности личности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельностью детей. Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип стимулирования активности личности Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников Принцип вариативности деятельности, соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности 5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых императивных способов педагогического воздействия. Принцип сотрудничества в воспитательных взаимодействиях («скрытый» характер воспитательных воздействий) Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу 6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий. Принцип целостного подхода в воспитании Принцип единства воспитания и обучения Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование в единстве сознания и опыта деятельности Принцип эстетизации детской жизни Требования, предъявляемые к принципам воспитания Обязательность - принципы воспитания - это не совет, не рекомендация: они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Комплексность - принципы несут в себе требование комплексности, предполагающее их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса. Равнозначность - среди принципов нет главных и второстепенных, тех, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения течения воспитательного процесса. Движущие силы процесса воспитания. Воспитание как общественное явление представляет собой органическую часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными специфическими, присущими только ему противоречиями. Как любой процесс, воспитание развивается в результате действия совокупности внешних и внутренних, объективных и субъективных противоречий. Объективные внешние противоречия, обусловленные социальными процессами и явлениями: - противоречия, порожденные глобальными политическими, экономическими, экологическими, демографическими, информационными процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране; - противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными, субъективными потребностями детей и молодежи, отражающими социокультурную, возрастную и индивидуальную ситуацию развития; - противоречия «отцов и детей», которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений, а отсюда и в разнице мировоззренческих позиций, нравственно-эстетических ценностей; эти противоречия существовали всегда, но в настоящее время они резко актуализировались в связи с радикальной ломкой социально-экономических отношений, идеологии, морали, а также в результате пропаганды нравственных идеалов, образцов жизни, моделей поведения, чуждых значительной части представителей старшего поколения, и, наоборот, охотно воспринимаемых молодыми; - противоречия «отцов и детей», отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений: ограниченность межпоколенного общения и взаимодействия; усиливающееся стремление молодежи к материальной и духовной независимости, относительная социально-эмоциональная закрытость; утрата взрослыми роли основного источника и интерпретатора информации; - противоречия между возрастающими требованиями к образованию, обусловленными темпами и перспективами социально-экономического развития, с одной стороны, а с другой - дефицитом средств, направляемых обществом на развитие системы образования и воспитания, определенной инертностью педагогической науки и образовательной практики. Объективные внутренние противоречия, отражающие диалектику самого педагогического процесса: - противоречие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни (недостаток опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе); - противоречие между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; - противоречия между внешними требованиями (внешним влиянием) и внутренними стремлениями и возможностями детей; («Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим...» Л. Н. Толстой «Воспитание и образование»). - противоречия, отражающие разницу в целях и мотивах деятельности: деятельность заданная, инициированная педагогом, не всегда отвечает ожиданиям растущего человека; - противоречия, порожденные несоответствием реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляют общество, школа, родители; - противоречия, обусловленные тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожиданиями и целями педагогов; - противоречие между социальными задачами, которые необходимо решить и возможностями их решения. Субъективные противоречия, порожденные несовершенством самого процесса воспитания, сложившейся системой воспитательных и межличностных отношений: - противоречие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования; - противоречие между отставанием процесса генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; - противоречие между бурным ростом знаний и ограниченностью возможностей педагогов и образовательных учреждений в их переработке и передаче; - противоречие между формальным признанием определяющего значения деятельности в развитии личности и фактическим преимущественно словесным характером воспитания; - несоответствие воспитательного влияния школы и семьи; - целенаправленное влияние воспитателей и стихийное влияние «улицы». Методы и средства воспитания. Методы воспитания - это способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Методы воспитания - способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.
Методы воспитания
От методов воспитания следует отличать средства воспитания. Средства воспитания - это: конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера и т.д.); виды деятельности учащихся (учебные занятия, предметные кружки, конкурсы, олимпиады и т.д.); а также предметы (картины, книги, фильмы и т.д.), которые используются в процессе реализации того или иного метода. Например, метод убеждение реализуется с помощью воспитательных средств: разъяснительной беседы, собрания, диспута и др.
Средства обучения и воспитания
|
|