|
4.2. Характеристика деловых и личностных качеств учителя
Педагогическая профессия относится к профессиям типа “человек - человек” (в авторской классификации Е.А.Климова). Основные характеристики данного типа: - умение руководить; учить, воспитывать, умение осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей людей; - умение слушать и выслушивать;
- широкий кругозор;
- речевая культура;
- “душеведческая” направленность ума (наблюдательность к проявлению чувств, ума, характера человека; его поведению; умение мысленно представлять, моделировать внутренний мир одного человека; - педагогический оптимизм (вера в то, что человек всегда может стать лучше); - способность к сопереживанию (эмпатия); - наблюдательность; - умение решать нестандартные ситуации общения; - высокая степень саморегуляции. Рассмотрим более подробно особенности деловых и личностных качеств учителя в соответствии с моделью, разработанной Л.С. Спириным. Профессиональные потребности учителя. - потребность в общении с учащимися и их родителями; - потребность в овладении (углублении и расширении) педагогическими и психологическими знаниями, умениями, навыками; - потребность в постоянном пополнении своих специальных знаний; - потребность в общественной работе по созданию обстановки милосердия, гуманизма; - потребность в эстетическом оформлении жизни. Черты характера, выражающие гражданскую и профессиональную направленность: - патриотизм; - любовь к детям; - милосердие; миролюбие; гуманизм; - принципиальность; - коллективизм; - профессиональное новаторство; - профессиональная работоспособность; - общительность, толерантность, стремление к сотрудничеству с разными людьми. Интеллектуальные черты: - общая эрудиция; - педагогическая внимательность; - педагогическая наблюдательность; - хорошая память; - сообразительность; - глубина, широта, гибкость, оригинальность ума;
- развитость речи;
- чувство юмора. Нравственные черты характера, отражающие отношение к себе и другим: - ответственность; - душевность; доброжелательность; - приветливость; - доверие; отзывчивость; выдержка; - внимательность; разумная требовательность, справедливость; - снисходительность, терпеливость; - эмпатия, сочувствие, сострадание; - чувство собственного достоинства; - совестливость; трудолюбие; - профессиональная гордость; уверенность в себе; - требовательность к себе и другим; - скромность; простота; искренность; открытость; - прямота; тактическая верность слову. Нравственные черты, отражающие отношения к работе: - трудолюбие; самообладание при решении педагогических задач; - деловитость; целеустремленность, инициативность; - добросовестность; обязательность; - способность объективно оценивать результаты работы; - новаторство, творчество. Волевые черты характера: - целеустремленность; - самостоятельность; - организованность; собранность; - решительность; смелость. Эмоциональные черты характера: - эмпатия; эмоциональная отзывчивость на события детства и юности; - оптимизм, бодрость; - веселость; - необидчивость; нераздражительность; - доброжелательность. В любом педагогическом опыте имеется две стороны, два слоя: объективный - это набор методов и приемов работы, которые традиционно используются, и личностный - это то, как данный преподаватель в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует. Владеющий педагогическим мастерством преподаватель, объективная сторона работы которого ничего принципиально нового не содержит, вполне может быть и чаще всего бывает мастером своего дела, ибо имеет свой индивидуальный стиль. 1. Индивидуальный стиль работы преподавателя Индивидуальный стиль работы преподавателя может быть охарактеризован следующим образом.
Содержательные характеристики. Преимущественная ориентация преподавателя: на процесс обучения; на процесс и результаты обучения; на результаты обучения;
Адекватность - неадекватность планирования учебновоспитательного процесса; Оперативность - консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности; Рефлексивность - интуитивность. Динамические характеристики
Гибкость - традиционность;
Импульсивность - осторожность; Устойчивость - неустойчивость по отношению к изменяющейся ситуации; Стабильно положительно-эмоциональное отношение к учащимся - неустойчивое эмоциональное положение; Наличие личностной тревожности - отсутствие личностной тревожности; В неблагоприятной ситуации направленность рефлексии на себя - направленность на обстоятельства - направленность на других. Результативные характеристики: Однородность - неоднородность уровня знаний учащихся; Стабильность - неустойчивость у учащихся навыков учения; Высокий - средний - низкий уровень интереса к изучаемому предмету. 2. Виды стилей деятельности преподавателя Наиболее характерны следующие четыре стиля. Эмоционально-импровизационный. Ориентируясь преимущественно на процесс обучения, преподаватель недостаточно адекватно планирует свою работу по отношению к конечным результатам; для преподавания отбирает наиболее интересный материал, а важный, но неинтересный оставляет на самостоятельное обучения. Ориентируясь в основном на сильных обучаемых, старается, чтобы его работа была творческой. Деятельность преподавателя высоко оперативна: часто меняет виды работы, практикует коллективные обсуждения. Однако богатый арсенал используемых методов обучения сочетается с низкой методичностью, недостаточно представлены закрепление и повторение учебного материала, контроль знаний учащихся. Эмоционалоно-методический. Ориентируясь как на результат, так и на процесс обучения, преподаватель адекватно планирует учебно - методический материал, не упуская закрепления и запоминания, включая повторение и контроль знаний учащихся. Деятельность преподавателя высоко оперативна, но преобладает интуитивность над рефлексивностью. Преподаватель стремится активизировать учащихся не внешней развлекательность, а особенностями самого предмета. Рассуждающе - импровизованный. Для преподавателя характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование, оперативность, сочетание интуитивности и рефлексии. Сам преподаватель меньше говорит, особенно во время опроса, предпочитая воздействовать на обучаемых косвенным путем, давая возможность детально оформить ответ.. Рассуждающе-методический. Ориентируясь преимущественно на результаты обучения и адекватно планируя учебно-воспитательный процесс, преподаватель проявляет консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность сочетается с малым, стандартным набором методов обучения. Для него характерна преимущественно репродуктивная деятельность учащихся. Преподаватель этого стиля отличается рефлексивностью, осторожностью в своих действиях. 3. Уровни результативной деятельности преподавателя По результатам каждый преподаватель может быть отнесен к одному из следующих уровней, при этом включает в себя все предыдущие:
• репродуктивный уровень - преподаватель может и умеет рассказать другим то, что знает сам.
• адаптивный уровень - преподаватель умеет приспособить свое сообщение к особенностям обучаемых и их индивидуальным способностям.
• локально-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями обучения знаниям, умениям и навыкам по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, предвидеть искомый результат и создавать систему и последовательность включения обучаемых в учебно-познавательную деятельность.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков обучаемых по своему предмету в целом.
• системно-моделирующий уровень - преподаватель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности обучаемых, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии.
4. Создание атмосферы психологической поддержки. В традиционной педагогике роли преподавателя в сравнении с ролью обучаемого придается преувеличенно большое значение. Главной задачей преподавателя является облегчение и одновременно стимулирование (фасилитация) процесса учения для ообучаемого, т.е. умение создавать соответствующую атмосферу, интеллектуальную и эмоциональную обстановку в киберклассе, атмосферу психологической поддержки. Обучение должно строиться и планироваться в соответствии с последовательностью, в которой перед обучаемыми возникают те или иные проблемы. Когда обучаемый уяснил для себя смысл проблемы, роль преподавателя сводиться к созданию свободной непринужденной атмосферы, которая будет стимулировать обучаемого к ее решению. К. Роджерс считает, что преподаватель сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руководствоваться следующими принципами. 1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым. 2. Он должен помогать обучаемым в формулировании и уточнении целей и задач, стоящих как перед группами, так и перед каждым обучаемыми в отдельности. 3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению. 4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы. 5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. 6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия. 8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства. 9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося. 10. Наконец, он должен хорошо знать себя.
|
|