Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.3. Особенности педагогического общения

  Педагогическое общение есть форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников. Педагогическое общение одновременно реализует коммуникативную, перцептивную, интеллектуальную функции, используя при этом всю свою совокупность вербальных, изобразительных, символических и кинетических средств.
  В.А.Кан-Калик сформировал замечательные заповеди педагогического общения. Приведем некоторые из них:
  1. При организации педагогического общения (ПО), нельзя исходить только из педагогических целей и задач. Организация ПО “от себя” замыкает педагога на своих педагогических заботах, из которых незаметно ускользает живой ребенок с его интересами.
  2. В ПО нельзя ограничиваться одной функцией - информацией. Необходимо использовать весь многофункциональный “репертуар” общения, т.е. реализовывать задачи и обмена информацией, и организации взаимоотношений. И познания личности ребенка, и оказание воздействия.
  3. В ПО наиболее эффективным является диалогический, демократический подход. Надо так выстраивать взаимоотношения с детьми, чтобы позиция взрослого как ведущего естественно вытекла из всей логики педагогического процесса.
  4. Следует учиться видеть себя со стороны, как бы глазами детей.
  5. Необходимо развивать в себе умение быть “психологическим камертоном”, т.е. стремиться хорошо улавливать психологическую атмосферу коллектива детей.
  6. Нужно уметь слушать и слышать детей.
  7. Необходимо развивать собственную компетентность для конструктивного решения конфликтов, возникающих в ПО.
  8. Следует быть инициативным в ПО, т.к. инициатива в общении помогает успешно управлять познавательной деятельностью и организовывать сотрудничество.
  9. При общении с детьми обязательно необходимо учитывать их возрастные, половые, индивидуально-психологические особенности;
  10. Надо стараться преодолевать негативные установки по отношению к конкретным детям, т.к. они создают “барьеры” общения и мешают гармоничным взаимоотношениям.
  11. Чаще улыбайтесь! Улыбка создает благоприятный психологический настрой, располагает к общению, вызывает стремление к работе.
  12. Стремитесь, чтобы в процессе ПО чаще звучали одобрение, похвала, поощрение.
  13. Следите за собственной речью, помните, что она - отражение вашей личности: не употребляйте вульгаризмов, не повторяйте речевые ошибки учащихся.
  Безусловно, ПО содержит в себе и “барьеры”, и затруднения, и конфликты. Преодоление этих негативных моментов требует от субъекта педагогической деятельности осознания и коррекции их причин. Этот процесс может осуществляться лишь при условии постоянной работы над собой, активных процессов самопознания, самовоспитания и самосовершенствования.
  В заключение приведём основные обобщающие постулаты психолого-педагогической деятельности.
  1. Уважай в ученике Человека, Личность (что является конкретизацией золотого правила древности - относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе).
  2. Постоянно ищи возможность саморазвития и самосовершенствования (ибо известно, что тот, кто не учится сам, не может развивать вкус к учению, “умственный аппетит” у других).
  3. Передавай ученику знания так, чтобы он хотел и мог их оставить, был готов их использовать в различных жизненных ситуациях и в своём самообразовании.
  Данные постулаты могут реализовываться не только в профессиональной педагогической деятельности, но и в педагогической миссии в широком смысле - в воспитании своих собственных детей, в воспитании людей, которые окружают нас.


 
© www.txtb.ru