|
4.1. Общая характеристика педагогической деятельности
Педагогическая деятельность - это воспитывающее, развивающее и обучающее воздействие учителя на учеников, одновременно предполагающее его активное саморазвитие и самосовершенствование. Основные характеристики педагогической деятельности: целеположенность, мотивированность, предметность и продуктивность. Функции педагогической деятельности: 1) Конструктивная функция предполагает: - отбор и организацию содержания учебной информации; - проектирование деятельности учащихся; - проектирование совместной деятельности, обеспечивающей успешность процесса усвоения учащимися содержания учебного материала. 2) Организаторская функция: - организация способов сообщения школьникам учебной информации; - организация различных видов деятельности учащихся; - организация собственной деятельности в ходе учебных занятий. 3) Коммуникативная функция: - установление конструктивных взаимоотношений с учащимися; - установление отношений сотрудничества с коллегами и администрацией; - установление отношений сотрудничества с родителями учащихся. 4) Гностическая функция: - умение анализировать подлежащее исследованию явление; - изучение содержания способов воздействия на других людей; - изучение психологических особенностей школьников; - изучение и анализ результатов собственной деятельности, её достоинств и недостатков. Формы педагогической деятельности. Педагогическая деятельность возникла в истории цивилизации с появлением культуры, когда задача передачи общественного опыта подрастающим поколениям выступала в качестве одной из решающих для общественного развития, начиная с первобытной общины, где дети учились в общении со старшими, подражая им и перенимая их опыт. Постепенно с развитием общества начали создаваться первые классы, школы, гимназии. За всю историю в школе сменились формы передачи культурного опыта: беседа (сократическая беседа), работа в мастерских (опыт гончарного, кожевенного, ткацкого и др. видов производственного обучения, где основным было систематическое и целенаправленное участие ученика в технологическом процессе, последовательное усвоение им производственных операций); вербальное наставление (институт “дядек”, монастырей, гувернеров и т.д.). Со временем Я.А.Коменского прочно утвердилась классно-урочная система обучения. Начали дифференцироваться такие формы, как лекция, семинар, зачет, практикум. Уровни продуктивности педагогической деятельности. 1. Непродуктивный (репродуктивный) - педагог лишь умеет пересказывать другим то, что знает сам. 2. Малопродуктивный (адаптивный) - педагог умеет приспосабливать своё сообщение к особенностям обучаемой аудитории. 3. Среднепродуктивный - педагог владеет стратегиями обучения учащихся знанием, навыкам, умениям по отдельным разделам какого-либо курса. 4. Продуктивный (системно-моделирующий знания учащихся) - педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом. 5. Высокопродуктивный (системно-моделирующий деятельность и поведение учащихся) - педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии. Стили педагогической деятельности. Стиль деятельности - это устойчивая система способов, приёмов, проявляющаяся в разных условиях её существования. Стиль деятельности определяется спецификой самой деятельности и индивидуально-психологическими особенностями её субъекта. Более детализированная по характеру включенности в деятельность педагога общения дифференциация стилей предложена В.А.Кан-Каликом. К этим стилям относятся:- стиль увлеченности совместной творческой деятельностью с учащимися;
Характеристика стилей педагогической деятельности
- стиль дружеского расположения; автор обращает внимание на опасность перехода дружеского расположения в фамильярность, панибратство, что может отрицательно сказаться на педагогической деятельности в целом; - стиль общения - дистанция, отражает тенденцию авторитарности, что благоприятно сказывается на внешних показателях дисциплины, но не способствует личностному контакту учителя и учащихся; - стиль общения - устрашение и заигрывание. Название является краткой характеристикой сути. Оба стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога. Характеристика общепедагогических умений и навыков Навыки общепедагогические: - навык выразительной речи, выразительного чтения; - навык грамотного красивого письма; - навык целесообразных движений, мимики, жестов; - навык демонстрирования разнообразных предметов и работы с доской; - навыки библиографические; - навыки эффективного использования планов, конспектов, записей. - навыки владения аудиовизуальными средствами обучения. Умения общепедагогические - это интегральные качества учителя, обуславливающие успешность решения широкого круга образовательных задач в различных педагогических системах. Общепедагогические умения проявляются в деятельности любого учителя, независимо от преподаваемого предмета. Выделим их: - умение, обеспечивающее педагогическую диагностику и целеполагание; - умения, определяющие планирование образовательного процесса; - умения практической деятельности учителя по осуществлению намеченного плана; - рефлексивные умения.
|
|