Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 5. Природопользование в Российской Федерации

  Понятие «природопользование» достаточно широко используется в федеральном законодательстве. Применяются термины «рациональное», «экстенсивное», «незаконное» природопользование , традиционное природопользование, рациональное природопользование. Глава 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ называется «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». Однако легальное определение ему не даётся. Намного чаще в российском законодательстве встречается термин «использование природных ресурсов».
  Легальное определение использования природных ресурсов дано в Федеральном законе «Об охране окружающей среды»: это эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности. В отличие от термина «использование природных ресурсов», понятие «ресурсопользование» практически не встречается ни в нормативных правовых актах, ни в юридической литературе (при этом экономисты, экологи и представители других естественных наук используют его намного чаще).
  Законодатель широко применяет при принятии нормативных правовых актов такие термины, как, например, недропользование и водопользование. Это позволяет применять понятие «природопользование» как обобщающее для использования любых природных ресурсов, учитывая и то, что пользование отличает направленность на достижение определённого, в том числе социально значимого, результата, причём результата положительного - блага, выгоды.
  Природопользование и ресурсопользование предполагают использование природных объектов и ресурсов, однако между ними имеется существенное различие. Не случайно в ст. 72 Конституции РФ, с одной стороны, ставятся в один ряд такие понятия, как природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, и, с другой стороны, отдельно регламентируются вопросы владения, пользования и распоряжения землёй, недрами, водными и другими природными ресурсами.
  Право природопользования (и ресурсопользования) имеет двойное значение. Его можно рассматривать и как субъективное право на использование природного ресурса, и как объективное право - систему правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при использовании природных ресурсов.
  Право на использование природных ресурсов, обусловленное неразрывной связью человека и природы, называют правом общего природопользования. В его основе лежит естественное право человека на удовлетворение своих жизненных потребностей и на пользование здоровой и благоприятной окружающей средой, поэтому для реализации такого права не требуется разрешения государства, его уполномоченных органов, юридических или физических лиц, в пользовании которых находятся природные ресурсы.
  Единого мнения по поводу источников этого права нет. В.В. Петров полагал, что право общего природопользования возникает без каких-либо особых нормативных установлений и осуществляется человеком независимо от его право-, дееспособности. М.М. Бринчук, напротив, считает, что право общего природопользования возникает непосредственно из законов или иных нормативных актов. Можно предположить, что каждая из приведенных точек зрения имеет под собой основание. Право человека на благоприятную природную среду, на пользование атмосферным воздухом, солнечной радиацией, ловлю рыбы (не отнесенной к ценным породам) для личного потребления и другие аналогичные права обусловлены естественными правами человека и не требуют законодательного опосредования. С другой стороны, действующее законодательство регулирует такие виды права общего природопользования, как право общего водопользования, право общего землепользования, право общего лесопользования. Это позволяет утверждать, что право общего природопользования может основываться как на естественном, так и на позитивном (объективном) праве. При этом, однако, следует иметь в виду, что позитивное право в отношениях общего природопользования лишь формально-юридически закрепляет уже имеющиеся права человека.
  Право природопользования как объективное право - это система норм, регулирующих общественные отношения, возникающие при использовании природных богатств. С точки зрения Н.И. Краснова, право природопользования - «это совокупность (система) правовых норм, устанавливающих права и обязанности, которые определяют правила поведения предприятий, организаций, учреждений и граждан при непосредственном воздействии на окружающую природную среду независимо от того, являются они или не являются специально оформленными субъектами права природопользования в отношении того объекта природы, на который воздействует их поведение (деятельность)».
  Право природопользования как субъективное право, включает в себя правомочия природопользователя по использованию природных ресурсов. Виды, объем прав и корреспондирующих им обязанностей природопользователей, основания их возникновения, изменения и прекращения, а также пределы реализации прав устанавливаются нормативными актами природоресурсного права.
  Природоресурсное законодательство устанавливает, что использование различных природных ресурсов может осуществляться как с изъятием, так и без изъятия ресурса из окружающей среды. При использовании природных ресурсов без их изъятия, права природопользователя могут быть ограничены путем установления сервитутов. Лесным кодексом РФ в ст. 9 предусмотрено право ограниченного пользования чужими лесными участками (частный лесной сервитут). Публичный лесной сервитут предусмотрен ст. 11 Лесного кодекса РФ. Ст. 6 Водного кодекса РФ предусмотрено, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
  Многие виды прав природопользования, не связанные с извлечением ресурсов, могут существовать в форме сервитутов, то есть являются вещными правами, закреплёнными в нормах смежных с природоресурсным отраслей права. В отличие от них, прямое указание в природоресурсном законодательстве на характер прав природопользования, связанных с извлечением природных ресурсов, отсутствует.
  Любые вещные права, в отличие от обязательственных, характеризуются тем, что они носят абсолютный характер, своим предметом имеют индивидуально определённую вещь, обладают «правом следования» и производны, зависимы от права собственности как основного вещного права. Иногда к перечисленным признакам добавляют такие, как бессрочный характер вещных прав и преимущественное удовлетворение вещно-правовых требований перед обязательственными, с чем не всегда можно согласиться. Позиция законодателя, далеко не бесспорная, сводится к тому, что особенностями вещных прав признаются право следования и абсолютный характер их защиты. Эти положения закреплены в ст. 216 Гражданского кодекса РФ, где к вещным правам относятся право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом, а также сервитуты. Трудно согласиться с Е.А. Сухановым, который считает этот перечень исчерпывающим. О том, что законодатель допускает существование иных видов вещных прав, свидетельствует оговорка «в частности», предваряющая в ст. 216 Гражданского кодекса РФ перечисление видов вещных прав.
  Закон «О недрах» не даёт определения права недропользования, ограничиваясь в статье 6 перечислением видов пользования недрами. Ст. 7 указанного Закона устанавливает, что пользователь недр, получивший горный отвод (гео- метризированный участок недр), имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами. Любая деятельность в пределах этого участка недр может осуществляться только с согласия недропользователя. Аналогичное положение установлено ст. 2 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», предусматривающей, что субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) в отношении участка недр, передаваемого в его пользование, предоставляются исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья и проведение связанных с этим работ.
  Приведённые нормативные положения горного законодательства позволяют утверждать, что праву недропользователя на поиск, разведку и разработку предоставленного в пользование участка недр корреспондирует пассивная обязанность неопределённого круга любых других субъектов воздерживаться от нарушений прав недропользователя, то есть правоотношения недропользования являются абсолютными. Право на использование недр недропользователь может реализовать только своими действиями в отношении вещи (соответствующего участка недр). Управомоченное лицо (недропользователь) не может удовлетворить свой интерес за счёт действий лиц обязанных. Обязанность государства предоставить недропользователю участок недр в соответствии с условиями административного акта или соглашения ещё не удовлетворяет потребность пользователя недр в природных ресурсах, а только создаёт предпосылки для такого удовлетворения действиями самого управомоченного лица - недропользователя.
  Указания на исключительность прав пользования недрами дают возможность предполагать, что правам недропользователя предоставляется защита от их нарушения не только третьими лицами, но и самим собственником - государством. Это подтверждается ст.ст. 2 и 23 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». В соответствии с ними соглашение о разделе продукции является договором между государством и недропользователем об условиях предоставления прав на пользование недрами, в котором может предусматриваться отказ государства от судебного иммунитета. Тем самым подразумевается возможность спора между недропользователем и государством, выступающим в роли не только стороны договора, но и собственника недр. Следовательно, инвестор - недропользователь - вправе в судебном порядке защищать свое право пользования недрами и в случае их нарушения собственником.
  Объектом вещных прав, как указывалось, могут быть только индивидуально определённые вещи, как движимые, так и недвижимые. Не вызывает сомнений, что к индивидуально определённым недвижимым вещам относятся и участки недр. В ст. 7 Закона «О недрах» указано, что участки недр предоставляются пользователям в виде горного отвода - геометризованного блока недр. При этом определяется не только территориальное расположение на местности участка недр, но и его пространственные контуры. Это полностью индивидуализирует участки недр и позволяет говорить о них как о вещах индивидуально определённых, юридически незаменимых. Большинство неживых природных ресурсов - участки недр, лесные участки - являются недвижимостью в силу прямого указания ст. 130 Гражданского кодекса РФ.
  Приведённые доводы, как представляется, применимы не только к отношениям по поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, включаемых в предмет природоресурсного права, но и к отношениям, возникающим в связи с другими видами пользования недрами, не связанным с извлечением ресурса, поскольку для них действующее законодательство не устанавливает каких-либо изъятий из приведенных правил.
  Таким же образом можно обосновать вещный характер права водопользования и права лесопользования. Как водное, так и лесное законодательство не предусматривают возможности ограничения, приостановления, перехода или прекращения права водопользования, лесопользования при смене собственника водного объекта, лесного участка. Следовательно, переход права собственности на водные объекты и лесные участки не влечет за собой прекращение прав при- родопользователя или изменения их объема.
  Следует учитывать, что права пользования недрами, водными и лесными ресурсами, связанные с их изъятием, могут возникать на основании перечисленных в природоресурсном законодательстве административных актов, договоров, соглашений или сложного юридического состава, однако основные права и обязанности природопользователя устанавливаются природоресурсным, экологическим и иным законодательством, а не договором с собственником ресурса. В ряде случаев основанием возникновения прав ресурсопользователя является федеральный закон. Так, ст. 6 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает, что соглашения о разделе продукции, заключаемые между Российской Федерацией и инвестором в отношении участков недр, расположенных на континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны России, утверждаются отдельными федеральными законами. Приведенные доводы позволяют сделать предположение о том, что такие виды природопользования, как недропользование, водопользование, лесопользование, обладают признаками, необходимыми для признания их вещными правами.
  Сопоставление норм Гражданского, Водного, Лесного кодексов РФ позволяет сделать предположение о целесообразности введения в российское горное законодательство, юридическую науку и практику термина «горные сервитуты». В соответствии с гражданским законодательством владелец земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка предоставления права ограниченного пользования его участком (земельного сервитута) для обеспечения прохода и проезда через земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения других нужд собственника недвижимости, которые не могут быть удовлетворены без установления сервитута.
  Сервитутом может обременяться недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо и вне связи с использованием земельного участка. Участки недр (горные и геологические отводы), предоставляемые для различных видов недропользования, являются недвижимостью. При проведении горных работ недропользователь зачастую сталкивается с необходимостью ограниченно использовать смежный горный или геологический отвод, предоставленный другому недропользователю. Иначе обеспечить свои потребности он не может. Такое ограниченное пользование участком недр, предоставленным одному недропользователю, другим недропользователем, имеющим лицензию на использование смежного участка недр, представляет собой частный горный сервитут. Он может устанавливаться при необходимости, например, одновременной добычи полезных ископаемых и разведки их месторождений, производства горных работ открытым и подземным способами и др.
  В качестве другого примера частного горного сервитута можно привести право на прокладку подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе России. Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» предусматривает, что прокладка подводных кабелей и трубопроводов осуществляется при условии, что этим не создаются помехи региональному геологическому изучению континентального шельфа, поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов или промыслу живых ресурсов. Таким образом, права лица, использующего участок недр шельфа в целях его изучения, поиска, разведки и добычи минеральных ресурсов, могут быть известным образом ограничены путём прокладки на предоставленном ему участке трубопроводов и кабелей другим недропользователем.
  Частный горный сервитут был известен горному законодательству Российской Империи. Так, в п.п. 326-329 «Горного устава» 1902 г. указывалось, что недропользователю дозволяется размещение горно-подготовительных работ и горно-технических сооружений на чужом (смежном) горном отводе при условии возмещения им понесенных владельцем отвода убытков.
  Частные горные сервитуты могут возникать также при: технологически общих горно-подготовительных работах на двух и более горных отводах (проходка водосливных канав, дренажных подземных горных выработок и др.); совместном технологическом размещении горнотехнических сооружений (дамб, насыпей, отвалов и др.); технологическом размещении вспомогательных объектов, значительно оторванных от собственного участка недр (скважин заводнения нефтяных пластов, скважин водопонижения карьеров и др.); одновременном производстве добычи полезных ископаемых открытым и подземным способами (в том числе на объектах с различными видами полезных ископаемых); одновременном производстве различных видов недропользования (разведки и добычи полезных ископаемых, добычи и подземного строительства, не связанного с добычей минерального сырья).
  Частный горный сервитут можно определить как право ограниченного пользования недропользователем горным или геологическим отводом, находящимся в пользовании другого недропользователя.
  Деление горных сервитутов на частный и публичный обусловлено целями (видами) пользования недрами и субъектным составом недропользователей. Ряд видов недропользования не требует лицензирования. Это пребывание в естественных пещерах, нахождение в подземных выработках лечебно-оздоровительного назначения (соляные пещеры и др.). При пользовании гражданами, например, метрополитеном также используются участки недр. Привёденные виды недропользования относятся к публичным горным сервитутам и устанавливаются в пользу неопределённого круга лиц. При осуществлении перечисленных видов пользования недрами не происходит существенного нарушения их целостности. Публичный горный сервитут - это право каждого использовать участок недр без существенного нарушения его целостности в случаях и на условиях, предусмотренных горным правом.
  Недра находятся в собственности Российской Федерации. Поэтому понятия публичного и частного горных сервитутов и их исчерпывающий перечень целесообразно закрепить в федеральном законодательстве. В горном законодательстве России следует определить основания возникновения сервитутов (договоры, судебные акты, акты органов государственной власти и местного самоуправления) и порядок их регистрации, а также лиц, в пользу которых могут устанавливаться горные сервитуты, и лиц, права которых такими сервитутами обременяются. Лица, права которых обременены частными горными сервитутами, должны иметь право на возмещение связанных с этим убытков.
  Природопользование включает в себя специальное природопользование (потребительское, эксплуатационное и компенсационное природопользование), а также общее природопользование. Если для первых трёх видов природопользования необходимо выдача лицензии, решения, заключения договора или соглашения с участием государства об использовании природного ресурса, то для осуществления общего природопользования такие юридические факты, как основания возникновения права природопользования, не требуются.
  Потребительское природопользование связано с изъятием природного ресурса из окружающей среды, нарушением системы существовавших связей ресурса со средой и является наиболее экономически важным видом природопользования. Включает в себя такие виды использования природных ресурсов, как: 1) восполнение природных ресурсов в ходе поиска, разведки, оценки, изучения, ведения мониторинга и государственного кадастра отдельных видов природных ресурсов и проведения иных разведочных и исследовательских работ; 2) добыча природных ресурсов, включающая в себя извлечение основного ресурса из природной среды и природно-техногенных объектов; 3) извлечение из природного ресурса его дополнительных полезных свойств (вторичных, сопутствующих природных ресурсов).
  Эксплуатационное использование природных ресурсов включает в себя такие предусмотренные природоресурсным законодательством виды использования природных ресурсов, как: а) их эксплуатацию в качестве транспортных коммуникаций и мест прокладки технологических коммуникаций; б) захоронение отходов и создание мест захоронения, а также выбросы и сбросы в окружающую среду; в) рекреационное использование; г) создание искусственных инженерных и иных объектов; д) иное использование природных ресурсов, не связанное с их изъятием из окружающей среды (научно-исследовательское, культурнопросветительское, природоохранное и др.).
  Компенсационное природопользование заключается в воспроизводстве природных ресурсов. Отношения по воспроизводству природных ресурсов подразделяются на отношения по: а) восстановлению и б) возобновлению природных ресурсов и объектов.
  Отношения, возникающие при потребительском природопользовании, составляют предмет природоресурсного права. При эксплуатационном и компенсационном природопользовании соответствующие отношения входят в сферу его действия и регулируются нормами как природоресурсного, так и смежных с ним отраслей - гражданского, административного, экологического, земельного и иных отраслей права.
  Перечисленные виды природопользования могут быть, кроме того, классифицированы по видам используемых природных ресурсов. Основными из них являются недропользование, водопользование, лесопользование, пользование объектами животного мира, использование природных лечебных ресурсов. Самостоятельным видом природопользования является использование неживых (минеральных) ресурсов исключительной экономической зоны России.
  Современная российская юридическая наука, рассматривая право пользования имуществом как субъективное право, не выделяет в нем видов пользования. Между тем русские цивилисты конца XIX в. различали полное и неполное право пользования в зависимости от объёма правомочий, принадлежащих пользователю. К неполному праву пользования относили, например, право выпаса и сенокоса земельных угодий. Если же к ним добавлялось право распашки угодий, то это считалось полным правом пользования.
  В основу деления права пользования (и права ресурсопользования) можно положить объём правомочий пользователя по сравнению с правомочиями собственника имущества как пользователя. Право на использование природного ресурса управомоченным лицом в том же объёме, который принадлежит и собственнику ресурса, следует рассматривать как полное право пользования природопользования. Право ограниченного природопользования будет принадлежать лицу в том случае, если оно обладает лишь одним или несколькими, но не всеми правомочиями, которые принадлежат собственнику ресурса.
  Возможна классификация природопользования по субъектам. Субъектами природопользования могут быть юридические лица, физические лица - граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, а также объединения юридических лиц, не имеющие статуса юридического лица и действующие на основании договора о совместной деятельности (иногда такое объединение в юридической науке именуется консорциумом).
  Специфический правовой режим установлен для традиционного природопользования, под которым понимается исторически сложившиеся на основе опыта предков коренных малочисленных народов способы использования природных ресурсов исконной среды обитания коренных малочисленных народов, обеспечивающие неистощительное природопользование. К природным ресурсам традиционного природопользования относятся общераспространенные полезные ископаемые, объекты животного и растительного мира, поверхностные водоемы.
  Практически невозможно использовать один природный ресурс без прямого или опосредованного воздействия на другой (другие) природный ресурс. Это обусловливает необходимость комплексного использования природных ресурсов. Комплексное природопользование предполагает рациональное использование не только одного (основного) природного ресурса, но и иных, непосредственно связанных с ним ресурсов. Под комплексным природопользованием для предприятия понимается такое использование природно-ресурсного потенциала территории, при котором эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятельность предприятия оказывает в целом минимально возможное воздействие на окружающую природную среду . Тем самым законодатель побуждает природопользователя к рациональному использованию природных ресурсов, то есть к их наиболее полному извлечению и минимизации потерь (например, добыча не только нефти, но и сопутствующего природного газа).
  В юридической науке комплексным признается природопользование, направленное на удовлетворение, как правило, экономических интересов при- родопользователей, использование природно-ресурсного потенциала территории (использование одного или нескольких природных ресурсов, удаление отходов в одну или несколько сред и др.), осуществляемое с учетом состояния окружающей среды в регионе, при котором экологически значимая деятельность проводится в рамках установленных уполномоченными государственными органами нормативов допустимого использования (изъятия) природного ресурса, предельно допустимых вредных воздействий, а эксплуатация одного или ряда видов природных ресурсов наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам и с соблюдением других условий, предусмотренных лицензией (разрешением).
  А.К. Голиченков, кроме терминов «охрана природы» и «рациональное природопользование», использует понятие обеспечения экологической безопасности. Под охраной природы он понимает форму экологической деятельности, содержанием которой является достижение и поддержание такого её качества, при котором возможны: а) сохранение, защита и восстановление здорового состояния и целостности экосистемы Земли; б) защита разнообразия флоры и фауны (биоразнообразия) для удовлетворения интересов и потребностей общества. Рациональное использование природных ресурсов, с его точки зрения, это форма экологической деятельности, содержание которой составляют сохранение качества окружающей среды и природных ресурсов, с одной стороны, и достижение таких национальных моделей производства и потребления и такой международной экономической системы - с другой, при которых разработка природных ресурсов обеспечивает экономический рост и устойчивое развитие общества. Обеспечение же экологической безопасности включает не только правовые средства, но и меры экономического, политического, организационного и иного характера.
  Н.И. Краснов под рациональным использованием понимал достижение необходимого экономического эффекта в осуществлении целей природопользования с одновременным соблюдением требований охраны как используемых природных объектов, так и окружающей среды в целом.
  Российский законодатель и отечественная юридическая наука, к сожалению, недостаточно внимания уделяют анализу и возможности использования в нормотворческой, правоприменительной деятельности и научных исследованиях известного в международной науке и практике термина «устойчивое развитие». По отношению к природопользованию он используется нечасто. Федеральный закон «О животном мире» содержит определение устойчивого использования объектов животного мира. Под ним понимается такое использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию. Видимо, было бы полезным использование и термина «устойчивое использование природных ресурсов» или «устойчивое природопользование». Под устойчивым развитием применительно к минерально-сырьевым ресурсам подразумевается гарантированное обеспечение экономической безопасности страны путем создания надежной минерально-сырьевой базы для удовлетворения текущих и перспективных потребностей экономики России с учетом экологических, социальных, демографических, оборонных и других факторов. Сопоставление подходов к пониманию устойчивого развития и устойчивого использования природных ресурсов, применяемых экологами и юристами, позволяет определить рассматриваемое понятие следующим образом. Устойчивое природопользование - это проводимое в пределах хозяйственной емкости биосферы использование природных ресурсов, обеспечивающее потребности в них настоящих и будущих поколений путем рационального использования природных ресурсов, сохранения, улучшения количественных, качественных и видовых характеристик природных ресурсов и условий, предотвращения ухудшения их состояния.
  А.А. Арбатов, подчеркивая необходимость использования всех механизмов социального регулирования отношений «Общество-Природа» и взаимную связь всех природных ресурсов, отмечал, что только при реализации соответствующих организационных, правовых и адекватного экономического механизма возможен долгосрочный комплексный и надежно функционирующий подход к минеральным ресурсам как к составной части других природных ресурсов и биосферы в целом. Такой подход имеет своей целью не защиту окружающей среды от последствий добычи и использования минерального сырья, а комплексное, экологически и экономически целесообразное развитие всех компонентов биосферы.
  Д.М. Гвишиани, хотя и подчёркивал необходимость управления единой системой «Общество-Природа», но при этом указывал на то, что особенности функционирования природы и общества позволяют на начальном этапе исследования рассматривать их как автономные подсистемы. Связь природы и общества проявляется, в частности, в наличии обратных связей. Общество формирует свою стратегию взаимодействия с природой, а природа под воздействием реализации этой стратегии «генерирует» сигналы, извещающие о том, успешны или нет предпринимаемые усилия.
  Таким образом, устойчивое природопользование можно рассматривать как такую модель использования природных ресурсов, в которой рациональное использование природных ресурсов неразрывно сочетается с охраной окружающей среды. Охрана окружающей среды возможна только в том случае, если природные ресурсы используются, вовлекаются в хозяйственный оборот. Природопользование первично по отношению к охране окружающей среды. Поэтому можно утверждать, что устойчивое природопользование возможно только путём рационального использования природных ресурсов.
  Невозможно охранять, например, месторождение нефти при её добыче, поскольку нефть, как ресурс, в данном случае изымается, уничтожается. При этом действительно необходимы меры по минимизации загрязнения воздуха при выбросах и сжигании попутного газа, вреда, причиняемого лесным участкам, водным объектам и объектам животного мира. Но эти мероприятия сложно рассматривать как охрану самого добываемого ресурса - нефти. В совокупности же рациональная добыча этого ресурса вместе с выполнением требований по охране других природных ресурсов обеспечит устойчивое природопользование при разработке месторождения. Это утверждение справедливо для использования всего природоресурсного потенциала в целом.
  В целях обеспечения устойчивости природопользования необходимо введение государственных ограничений на объёмы извлечения природных ресурсов. Ограничения осуществляются путем нормирования (лимитирования) изъятия природного ресурса, осуществляемого в отношении всех природных ресурсов (минеральных, лесов, вод, объектов животного мира и др.) на основе научно обоснованных критериев. Лимиты (нормы) изъятия природных ресурсов устанавливают такие объемы их извлечения, которые предполагают возможность восстановления природных ресурсов либо разумную постепенность их использования.
  Нормативы использования природных ресурсов, в зависимости от их значимости (имеющих федеральное и межрегиональное значение), устанавливаются Министерством природных ресурсов и экологии РФ, специально уполномоченными государственными органами по управлению использованием и охраной природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых (изымаемых) природных ресурсов и могут пересматриваться с учетом развития техники, усовершенствования технологических процессов, изменения потребности в данном виде ресурса и его состояния, а также других факторов.
  Плата за пользование природными ресурсами включает в себя такие составляющие, как:
  1. Рента (плата за использование природных ресурсов) - доход, который получает собственник природного ресурса, сдавая его в аренду или эксплуатируя самостоятельно. Величина дохода определяется в первую очередь природными свойствами ресурса. Для отдельных видов природных ресурсов рента имеет различное название. В горном законодательстве это платежи за пользование недрами, в лесном законодательстве - арендная плата, плата за водные объекты, в водном законодательстве - водный налог.
  2. Штрафы за сверхлимитное (сверхнормативное) использование природных ресурсов.
  3. Иные платежи, связанные с ресурсопользованием и отражающие специфику реализации принципа платности ресурсопользования. Так, горное законодательство предусматривает в качестве платежей сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензий, плату за землю или акваторию и участок дна территориального моря, плату за геологическую информацию о недрах и др.
  По мнению В.А Позднякова, фундаментальным системообразующим положением, определяющим принципы социоэкологических отношений, является то, что никакие виды природных ресурсов не могут находиться в частной собственности. Аргументом этому утверждению является мнение, что «как воздух и солнечный свет в равной мере принадлежат всем, так и другие природные ресурсы являются принадлежностью всех людей по праву их рождения и проживания на Земле». Данная точка зрения является доминирующей как среди специалистов в данной области, так и во всем обществе.


 
© www.txtb.ru