Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 6. Правовое регулирование добычи отдельных видов минеральных ресурсов

  Особенности правового регулирования отношений, возникающих при геологическом изучении, разведке и разработке месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их обороте, устанавливаются Федеральным законом «О драгоценных металлах и драгоценных камнях». Драгоценные металлы и драгоценные камни являются ресурсами недр, поэтому отношения по их добыче регулируются не только Законом «О недрах», но и федеральными законами «О соглашениях о разделе продукции», «О континентальном шельфе Российской Федерации», другими нормативными правовыми актами горного права.
  К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные камни - это природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Это образования разнообразной цветовой гаммы, массой свыше 1000 граммов; разнообразной фантазийной формы, относительно монолитные по своей структуре, не содержащие сквозных раковин, визуальных трещин, угрожающих целостности образца; содержащие включения - прозрачные образцы с хорошо сохранившимися включениями флоры и фауны размерами более 10 мм.
  С учётом значимости драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства к участкам недр федерального значения относятся, в частности, участки недр, содержащие месторождения и проявления алмазов, редких земель иттриевой группы, металлов платиновой группы. Субъектами добычи и производства драгоценных металлов и драгоценных камней могут быть только организации, получившие лицензии в установленном порядке. Такие организации подлежат специальному учёту.
  Специфическим субъектом отношений по добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются артели старателей. Их организационно-правовая форма определяется в соответствии с Федеральным законом «О производственных кооперативах». Поиском, оценкой, разведкой и добычей иных полезных ископаемых они заниматься не вправе. Старательская добыча может осуществляться не только артелями старателей, но и любыми другими организациями, независимо от их организационно-правовой формы. Допускается старательская добыча любых драгоценных металлов и камней, за исключением алмазов.
  Российская Федерация, субъекты Федерации, а также организации, созданные без участия (прямого или косвенного) иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, должны иметь большинство голосов, учитываемых при принятии решений органами управления организаций, осуществляющих деятельность по добыче алмазов. Не могут быть субъектами отношений по геологическому изучению, разведке и добыче месторождений, содержащих алмазы, инвесторы на условиях раздела продукции. Допускается заключение соглашений о разделе продукции в отношении участков недр для добычи иных, кроме алмазов, драгоценных камней, а также драгоценных металлов.
  Драгоценные металлы и драгоценные камни подлежат обязательному учёту по массе и качеству при добыче, производстве, использовании и обращении. Порядок такого учёта и отчётности, в том числе регулярное представление сведений об объёмах произведённых ими драгоценных металлов в органы государственной статистики, устанавливается Правительством РФ.
  В целях учёта драгоценных металлов и камней и их месторождений формируются федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, а также государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Федерации.
  В федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней включаются разведанные месторождения драгоценных металлов и камней, состоящие на государственном учёте и не переданные в пользование или изъятые из пользования. Решения о включении месторождений в федеральный фонд резервных месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней принимаются Президентом РФ совместно с органами государственной власти субъектов Федерации.
  Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации составляет часть золотовалютных резервов России и представляет собой совокупность драгоценных металлов, драгоценных камней, изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а также их лома и отходов. Фонд предназначен для обеспечения производственных, финансовых, научных, социально-культурных потребностей России. Его составными частями являются ценности Алмазного фонда Российской Федерации и ценности золотого запаса Российской Федерации.
  Алмазный фонд России - собрание уникальных самородков драгоценных металлов и уникальных драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Положение об Алмазном фонде Российской Федерации утверждается Президентом РФ.
  Зачислению в Алмазный фонд РФ подлежат: алмазы массой 50 каратов и более, а также алмазы, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной $3000 и более за 1 карат); бриллианты массой 20 каратов и более, а также бриллианты массой 6 каратов и более, уникальные по цвету, форме и качеству (стоимостью, эквивалентной $10000 и более за 1 карат); природные драгоценные камни - изумруды, рубины, сапфиры и александриты массой 30 каратов и более и огранённые камни массой 20 каратов и более, а также камни, уникальные по цвету, форме и качеству; уникальный природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде; уникальные янтарные образования, приравненные к драгоценным камням; самородки драгоценных металлов, обладающие редко встречающимися в природе характеристиками; уникальные ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней.
  К самородкам драгоценных металлов, подлежащим зачислению в Алмазный фонд России, относятся: редко встречающиеся в природе самородки, обладающие исключительными минералогическими, морфологическими, размерновесовыми характеристиками или их сочетаниями; самородки особой исторической значимости: связанные с какими-либо историческими событиями или известными личностями, сыгравшими выдающуюся роль в истории, науке и культуре; связанные с историей развития добычи драгоценных металлов в стране; поступившие в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней из коллекций, собраний, музеев; самородки высокой эстетической ценности, имеющие необычную, причудливую, напоминающую какие-либо предметы форму.
  Государственные фонды драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации могут создаваться ими по согласованию с Правительством РФ, являются собственностью субъектов Федерации и используются в соответствии с решениями их органов государственной власти.
  Геологическое изучение и разведка месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добыча осуществляются на основании лицензий, выдаваемых в соответствии с законодательством о недрах. Недропользователи осуществляют добычу драгоценных металлов и драгоценных камней собственными силами или на договорной основе с другими организациями. При ведении добычи драгоценных металлов и драгоценных камней организациями в рамках договора между ними каждая из этих организаций должна иметь необходимые лицензии на виды деятельности, предусмотренные российским законодательством.
  Драгоценные металлы и драгоценные камни являются собственностью лица, добывшего их на законных основаниях, если иное не предусмотрено лицензиями на их добычу, договорами поставок продукции для федеральных нужд, заключёнными с участием этих лиц, а также международными договорами. Собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация.
  Оборот драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется с определёнными ограничениями. Государство имеет преимущественное право на закупку добытых в установленном порядке драгоценных металлов и драгоценных камней. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» аффинированные драгоценные металлы в стандартном виде, а также добытые из недр или рекуперированные драгоценные камни в рассортированном виде при продаже субъектами их добычи и производства в приоритетном (первоочередном) порядке предлагаются для: а) пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
  Российской Федерации; б) пополнения государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней соответствующих субъектов Федерации.
  Добытые и произведённые драгоценные металлы, за исключением самородков драгоценных металлов, должны поступать в соответствующие организации для аффинажа. Право собственности на драгоценные металлы после аффинажа сохраняется за их первоначальными собственниками. Уникальные самородки драгоценных металлов, уникальные драгоценные камни предлагаются субъектами их добычи для приобретения в приоритетном порядке специально уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, а затем уполномоченным органам исполнительной власти субъектов Федерации, на территориях которых они были добыты. Драгоценные металлы и драгоценные камни, не проданные в приоритетном порядке, могут быть реализованы любым лицам.
  Особенности перемещения драгоценных металлов и драгоценных камней через государственную границу Российской Федерации установлены Указом Президента РФ. Особенности правового регулирования труда работников, занятых добычей драгоценных металлов и драгоценных камней, предусмотрены трудовым законодательством.
  После вступления в силу Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» драгоценные камни исключены из числа валютных ценностей, но уголовная ответственность, предусмотренная ст. 191 УК РФ за незаконный оборот природных драгоценных камней, не отменена, о чём свидетельствует правовая позиция Конституционного Суда РФ.
  Добыча нефти и газа, особенно в последние годы, осуществляется в труднодоступных районах, требует от недропользователей значительных капитальных вложений в работы по поиску, оценке, разведке месторождений и добыче углеводородного сырья. Работы по освоению нефтегазоносных месторождений приводят, как правило, к существенным нарушениям естественных связей окружающей среды. Эти факторы обусловливают необходимость государственной поддержки работ по добыче нефти и газа. Организации, осуществляющие добычу нефти и газа, являются обычно монополистами в своей области деятельности, поэтому государство оставляет за собой право определения основ ценовой политики в отношении нефти и газа. Одной из стратегических задач государственного управления нефтегазодобычей является обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации путём создания базы нефтегазовых месторождений, рационального и безопасного их использования.
  Нормативным актом, регулирующим отношения по формированию фонда разведанных месторождений газа, его добыче, транспортировке, хранению и поставкам, является Федеральный закон «О газоснабжении в Российской Федерации». В соответствии с ним к объектам федерального значения относятся месторождения газа, имеющие стратегическое значение для газоснабжения.
  В целях обеспечения надёжного газоснабжения Правительством РФ определяется перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются в пользование без проведения конкурсов и аукционов для разведки и добычи газа или для геологического изучения недр, разведки и добычи газа, осуществляемых по совмещённой лицензии, организации - собственнику Единой системы газоснабжения или организации - собственнику региональной системы газоснабжения в соответствии с горным законодательством.
  До начала разработки месторождения нефти и газа недропользователь обязан получить в органах Ростехнадзора горный отвод. При разработке месторождений нефти или газа недропользователь, наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных для всех недропользователей, обязан:
  1) осуществлять доразведку и эксплуатационную разведку, учёт состояния и движения запасов и потерь нефти или газа;
  2) обеспечивать охрану разрабатываемых месторождений от затопления, обводнения, пожаров, от перетока нефти, газа или в другие пласты (горизонты) и от других факторов, снижающих качество нефти, газа или теплоэнергетических вод и промышленную ценность месторождения, осложняющих его разра- ботку;
  3) приостанавливать работы и сообщать заинтересованным государственным органам в случае обнаружения при разработке месторождений нефти или газа редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры;
  4) соблюдать установленный порядок по консервации и ликвидации организации по добыче нефти, газа, а также эксплуатирующей подземные хранилища газа и продуктов переработки углеводородов.
  На континентальном шельфе России требования по безопасному ведению работ, связанных с нефтегазодобычей, установлены Правилами безопасности при разведке и разработке нефтяных и газовых месторождений на континентальном шельфе. Их требования являются обязательными для всех предприятий, организаций, деятельность которых связана с разведкой и разработкой месторождений на континентальном шельфе, независимо от ведомственной подчинённости и формы собственности.
  Добыча угля традиционно играла значительную роль в отечественной промышленности и энергетике. Большая часть электроэнергии в нашей стране производится на тепловых электростанциях, использующих в качестве топлива уголь. Становление рыночных отношений в России повлекло резкое сокращение дотаций, направляемых на поддержание угледобывающей промышленности. Перечисленные факторы, а также зависимость российской экономики от поставок угля требуют государственного регулирования отношений, возникающих при добыче и использовании угля. Основы такого регулирования заложены Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».
  Особенности, определяющие государственную политику в области добычи (переработки) и использования угля, заключаются в том, что:
  1) уголь и продукция его переработки являются наиболее надёжными и социально значимыми энергоносителями;
  2) горно-геологические условия залегания пластов угля (горючих сланцев) обусловливают особую сложность и опасность их добычи;
  3) организации по добыче (переработке) угля характеризуются высокой капиталоёмкостью, инерционностью производственного цикла, требуют периодической реконструкции; технологический процесс их добычи (переработки) требует постоянных капиталовложений;
  4) функционирование организаций по добыче (переработке) угля, а также использование угля в качестве топлива оказывают негативное воздействие на окружающую среду;
  5) ликвидация организаций вследствие отработки запасов угля (горючих сланцев) или неэффективности организаций приводит к высвобождению работников, не подготовленных к выполнению другой профессиональной деятельности, и обусловливает необходимость принятия особых мер по их социальной защите.
  Реструктуризация угольной промышленности осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. № 840 «О Перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования».
  Особенности ведения горных работ, работ по добыче (переработке) угля, непрерывное перемещение рабочих мест и постоянно изменяющиеся условия на этих рабочих местах, сложность горно-геологических условий залегания пластов угля, негативное воздействие работ по добыче (переработке) угля на окружающую среду обусловливают необходимость установления таких принципов обеспечения безопасности работ, как:
  - приоритет безопасности человека и окружающей среды;
  - государственное регулирование безопасного ведения работ;
  - создание безопасных и здоровых условий труда на каждом рабочем месте, обеспечение безопасного ведения технологических процессов по добыче (переработке) угля.
  Эти принципы обеспечиваются принятием правил безопасного ведения горных работ, которые обязательны для выполнения организациями по добыче (переработке) угля, определяются техническими регламентами, принимаемыми в соответствии с федеральным законодательством. Работы ведутся при обязательном государственном горном надзоре.
  Природные лечебные ресурсы включают в себя минеральные воды, лечебные грязи, рапу лиманов и озёр, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха. Включение в перечень природных ресурсов таких природных явлений, как климат и природные условия, представляется не очень удачным. Приведённое нормативное определение природных лечебных ресурсов противоречит ст. 4 Федерального закона «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах», предусматривающей, в частности, что Правительство РФ устанавливает нормы и правила пользования природными лечебными ресурсами, осуществляет экспертизу разведанных запасов природных лечебных ресурсов. Говорить о нормативном правовом регулировании правил пользования благоприятным (лечебным) климатом, иными природными условиями можно условно.
  Среди природных ресурсов можно выделить две группы ресурсов, используемых для лечения, профилактики заболеваний и отдыха: 1) минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер и 2) природные объекты и условия. Отношения по использованию (добыче) первой группы природных лечебных ресурсов входят в предмет природоресурсного права. Отношения же по использованию природных объектов для лечения, профилактики заболеваний и организации отдыха регулируются прежде всего нормами экологического права. Среди таких объектов Закон называет в первую очередь лечебно-оздоровительные местности и курорты. Включение отношения по поводу их использования в предмет правового регулирования экологического права не вызывает сомнений. Отношения по использованию лечебно-оздоровительных местностей, то есть территорий, обладающих природными лечебными ресурсами и пригодных для организации лечения и профилактики заболеваний, регулируются природоресурсным правом в том случае, если при этом осуществляется добыча подземных питьевых и минеральных лечебных, столовых и лечебно-столовых вод и иных полезных ископаемых, отнесённых к категории лечебных.
  Природные лечебные ресурсы могут находиться в федеральной собственности или в собственности субъектов Федерации. Вопросы пользования, владения и распоряжения природными лечебными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. Полномочия в области государственного регулирования отношений по использованию природных лечебных ресурсов распределяются между Правительством РФ, субъектами Федерации и органами местного самоуправления.
  Отношения по использованию (добыче) минеральных вод, лечебных грязей, рапы лиманов и озер, других извлекаемых лечебных природных ресурсов должны регулироваться горным правом, поскольку Закон «О недрах» устанавливает, что им регулируются отношения, возникающие, в частности, в связи с использованием подземных вод, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Водный кодекс РФ в ст. 49 указывает, что водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
  В ряде случаев добыча природных лечебных ресурсов может осуществляться со дна поверхностных водоёмов (лечебные грязи и т.п.). При этом не только извлекаются сами природные лечебные ресурсы, но и используется водоём. Поэтому в таких случаях недропользователь должен руководствоваться нормами как горного, так и водного законодательства. Как указано в ст. 52 Водного кодекса РФ, использование водных объектов для разведки и добычи полезных ископаемых осуществляется в соответствии с Кодексом и законодательством о недрах.
  При добыче торфа и других полезных ископаемых болото или его часть может утрачивать режим водного объекта в результате полной или частичной выработки торфа, полной или частичной замены его материалами естественного или техногенного происхождения. После окончания использования болота или его части проводится их рекультивация преимущественно путём обводнения и искусственного заболачивания.
  При предоставлении участков недр для добычи питьевых и минеральных подземных вод границей горного отвода является граница зоны строгого режима санитарной охраны. Определение границ горных отводов осуществляется по согласованию с органами Ростехнадзора, а для добычи питьевых, минеральных вод и захоронения вредных веществ, отходов и сброса сточных вод в недра - с органами государственного экологического контроля и государственного санитарного надзора. Установленные границы горного отвода могут быть уточнены после составления и согласования проекта использования недр.
  Инструкция Госкомитета РФ по геологии и использованию недр от 14 апреля 1994 г. по применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, других полезных ископаемых, отнесённых к категории лечебных, формулирует особенности применения названного Положения при предоставлении в пользование участков недр для добычи подземных вод, а также полезных ископаемых, отнесённых к категории лечебных.
  Пользователями природных лечебных ресурсов могут являться юридические и физические лица, осуществляющие их добычу на условиях лицензии для лечения и профилактики заболеваний, а также в целях отдыха. Решение о предоставлении лицензии на добычу природных лечебных ресурсов принимается совместно органом исполнительной власти субъекта Федерации и Федеральным агентством по недропользованию или его территориальным органом.
  Федеральное агентство по недропользованию осуществляет лицензирование объектов, эксплуатация которых оказывает или может оказывать влияние на гидрогеологические и экологические условия двух или более субъектов Федерации; месторождений минеральных лечебных вод, а также полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных и являющихся сырьевой базой курортов общероссийского значения; а также объектов, пользование которыми осуществляется или планируется осуществлять предприятиями с иностранными инвестициями или иностранными юридическими лицами. Территориальные органы Агентства проводят лицензирование пользования всеми иными объектами, находящимися на соответствующих территориях.
  Выдача совмещённой лицензии, включающей разрешение на пользование недрами для проведения поисково-оценочных работ, разведки и добычи минеральных лечебных вод, а также полезных ископаемых, отнесённых к категории лечебных, не допускается.
  Пользование недрами для добычи природных лечебных ресурсов производится в два этапа. Лицензия на право добычи полезных ископаемых, отнесённых к категории лечебных, на неэксплуатируемых участках может быть выдана только на те из них, на которых были проведены поисковые и поисково-разведочные работы. На первом этапе владелец лицензии осуществляет разведку недр и ведет подготовку проекта их разработки, после чего проводится экспертиза запасов с их утверждением и постановкой на государственный учёт, составление и согласование проекта. Проект разработки недр в целях добычи лечебных природных ресурсов должен включать раздел с оценкой воздействия эксплуатации запасов на окружающую среду и согласовываться с органами Минприроды РФ, Ростехнадзором РФ и органами санитарноэпидемиологического надзора и территориальными органами Минприроды России. На втором этапе после проведения экспертиз и необходимых согласований владелец лицензии вправе приступить к разработке месторождений.
  Право пользования природными лечебными ресурсами может быть прекращено, приостановлено или ограничено в случае нарушения недропользователем требований горного законодательства и условий лицензии. Прекращение, приостановление и ограничение права пользования природными лечебными ресурсами не освобождает виновных лиц от ответственности. Восстановление приостановленного или ограниченного права ресурсопользования осуществляется только после ликвидации допущенных нарушений.
  Правовое регулирование использования ресурсов Международного района морского дна обусловлено, с одной стороны, имеющимися современными технологиями работы на больших глубинах и, с другой - практической значимостью сосредоточенных там минеральных ресурсов. Наибольшую ценность представляют железомарганцевые конкреции (минеральные образования округлой формы), содержащие железо, марганец, кобальт, титан, другие редкие металлы, находящиеся на морском дне.
  Район глубоководного морского дна, правовой режим которого устанавливается Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., обычно называют Районом. В соответствии с Конвенцией ни одно из государств не вправе претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов. Ни одно государство, физическое или юридическое лицо не может присваивать какую бы то ни было часть Района или его ресурсов. Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации.
  Права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству, от имени которого действует особый Международный орган по морскому дну (Орган) и международное Предприятие. Кроме Предприятия, разведку и разработку глубоководных минеральных ресурсов под контролем Органа могут проводить отдельные государства или их объединения. Орган принимает меры для получения технологии и научных знаний, связанных с деятельностью в Районе, и содействия передаче развивающимся государствам такой технологии и научных знаний и поощрения её с тем, чтобы все государства-участники получали от этого выгоду. Орган регулирует распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе, с учётом интересов и нужд развивающихся государств и народов. Орган обеспечивает принятие и единообразное применение норм, правил и процедур, регулирующих деятельность по поиску, разведке и разработки Района по следующим вопросам: 1) размеры участка Района; 2) продолжительность работ в Районе и требования к их производству; 3) категория ресурсов; 4) отказ от проведения работ; 5) доклады о ходе работ и предоставление данных;
  6) инспектирование проведения работ и наблюдение за ними; 7) защита морской среды; 8) передача прав и обязательств; 9) передача технологии развивающимся государствам; техника безопасности; определение промышленного производства; 10) финансовые вопросы.
  Орган учреждает Предприятие, осуществляющее поиск, разведку и разработку полезных ископаемых Района, а также транспортировку, переработку и сбыт добытых полезных ископаемых. Поиск, разведка и разработка минеральных ресурсов могут проводиться государством-участником Предприятия, государственным предприятием либо, при наличии поручительства государства-участника, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государства-участника или находящимися под контролем такого государства или его граждан.
  Для получения права на поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов Района Предприятие, государство-участник и другие субъекты деятельности в Районе представляют в Орган необходимые заявки. Проведение поисковых работ допускается только после получения Органом письменного обязательства субъекта о том, что он будет соблюдать Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и соответствующие нормы, правила и процедуры, установленные Органом, и согласен на проведение Органом проверки их соблюдения.
  Поиск не предоставляет изыскателю каких-либо прав в отношении ресурсов. Разведка и разработка минеральных ресурсов Района осуществляются только на тех участках, которые указаны в планах работы, утверждённых Органом. Этот план при соблюдении норм, правил и процедур Органа предоставляет исключительное право на разведку, разработку указанных в нем категорий ресурсов на определённом участке Района.
  Каждый план работы, представленный заявителем, после его утверждения Органом принимает форму контракта, который заключается между Органом и заявителем (заявителями). Финансовые условия контракта включают: уплату заявителем (контрактором) сбора в размере $500000 на покрытие административных расходов, связанных с рассмотрением заявок на утверждение плана работы; уплату контрактором годового сбора в размере $1 млн. после вступления контракта в силу; ежегодную уплату контрактором сбора за производство или общей суммы сбора за производство и доли чистых поступлений, то есть произведения чистых поступлений от разработки на соотношение между расходами по освоению в горно-рудном секторе и всеми расходами контрактора по освоению.
  Сбор за рассмотрение заявок на утверждение плана работы, ограничивающегося одним этапом (разведки либо разработки), составляет $250000.
  Права, предоставляемые при осуществлении работ по поиску, разведке и разработке минеральных ресурсов Района, не затрагивают правового статуса вод открытого моря, покрывающих Район, воздушного пространства над этими водами, которые свободны для судоходства и полётов.


 
© www.txtb.ru