Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Содержание и реализация проекта Международной космической станции гражданского назначения

  29 января 1998 г. в Вашингтоне правительства Канады, государств-членов Европейского космического агентства (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Голландия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Норвегия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция), Японии, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки подписали Соглашение относительно сотрудничества на международной космической станции гражданского назначения.
  Соглашение ратифицировано в РФ Федеральным законом N 164 ФЗ от 29 декабря 2000 г. и вступило в силу для Российской Федерации 27 марта 2001 г.
  Главная цель создания Международной космической станции гражданского назначения — проведение государствами-участниками Соглашения научных исследований в космическом пространстве.
  20 ноября 1998 г. с космодрома Байконур был запущен первый элемент Международной космической станции (МКС) — функционально-грузовой блок «Заря». 4 декабря того же года с мыса Канаверал США запустили второй элемент, который был успешно состыкован с первым элементом МКС. Произведенные запуски РФ и США положили начало практической реализации проекта.
  Международная космическая станция будет представлять собой уникальное сооружение в космосе — орбитальную обитаемую станцию, находящуюся на низкой околоземной орбите. Ее параметры при завершении работ по сборке должны быть следующими: длина — 108 м, ширина — 74 м, масса — более 400 т. МКС должна обеспечивать постоянное пребывание и работу в космосе на орбите высотой около 400 км и наклонением 51,6° международного экипажа в составе 6—7 человек. Объем герметичных отсеков — 1200 куб. м, количество модулей лаборатории — 6. Запланировано, что МКС будет функционировать на орбите ориентировочно 15 лет.
  В долевых вкладах в проект МКС участие партнеров выглядит следующим образом: доля Соединенных Штатов Америки составляет 45%, России — 30%, оставшаяся доля — 25% — это участие остальных партнеров: государств Европейского космического агентства, Японии и Канады.
  Если учесть финансовый вклад в проект по МКС, то, как видно, наибольшая часть обеспечивается США. Однако если оценить вклад на этапе сборки станции, то определяющая роль здесь принадлежит России. Россия представляет в состав МКС 50% орбитальных элементов и свыше 30% герметичных объемов МКС по количеству, что в общей сложности составляет около 40% ее массы.
  Международная космическая станция — не имеющий аналогов на настоящее время по количеству участников и масштабам космической деятельности международный проект. В связи с этим возникла необходимость создания инструментария международно-правового регулирования деятельности и эксплуатации станции на околоземной орбите.
  В результате длительных переговоров делегаций государств-партнеров по МКС сложилась система правовых норм, регулирующих деятельность по созданию и обслуживанию станции как в космосе, так и на Земле.
  Данная система состоит из трех уровней правовых актов, регулирующих взаимные отношения участников.
  Первый и основной уровень — это Межправительственное соглашение относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения от 29 января 1988 г. В нем закреплены основополагающие принципы сотрудничества, взаимные права и обязанности партнеров.
  Средний уровень представлен рядом двусторонних меморандумов, заключаемых между космическими агентствами государств-участников Соглашения. Положения меморандумов регулируют, в основном, технические вопросы непосредственного взаимодействия и координации при разработке компонентов МКС.
  Третий уровень представлен «Кодексом поведения космонавтов», который должен регламентировать права и обязанности членов международного экипажа МКС.


 
© www.txtb.ru