Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 2. Международно-правовое регулирование деятельности государств-участников Соглашения на Международной космической станции

  В ст. 1 Соглашения юридически закреплены цель и сфера его применения.
  Так, говорится, что цель Соглашения состоит в создании на основе подлинного партнерства организационной структуры для долгосрочного международного сотрудничества между партнерами в области технического проектирования, создания, эксплуатации и использования постоянно обитаемой международной космической станции гражданского назначения в мирных целях в соответствии с международным правом. Отмечается, что международная космическая станция гражданского назначения позволит повысить эффективность научного, технического и коммерческого использования космического пространства.
  Соглашение подробно определяет программу международной космической станции гражданского назначения и характер такого партнерства, включая соответствующие права и обязательства партнеров в рамках этого сотрудничества. Также в Соглашении предусматриваются механизмы и меры организационного характера для обеспечения достижения его цели.
  В п. 2 ст. 1 закрепляется ведущая роль США в общем управлении и координации с тем, чтобы создать объединенную международную космическую станцию. Отмечается, что Соединенные Штаты и Россия, используя свой обширный опыт в области пилотируемых космических полетов, создадут элементы, служащие основой для международной космической станции. Европейский партнер и Япония создадут элементы, которые значительно расширят возможности космической станции.
  В Соглашении определяется и перечень элементов, которые предоставляются партнерами с тем, чтобы образовать международную космическую станцию. Такой перечень приводится в Приложении к Соглашению.
  Так, Правительство Канады через Канадское космическое агентство (ККА) предоставляет:
  — в качестве элемента инфраструктуры космической станции — Мобильный центр обслуживания (МЦО);
  — в качестве дополнительного орбитального элемента - манипулятор для сложных и точных операций;
  — в дополнение к указанным выше орбитальным элементам — наземные элементы, специально предназначенные для космической станции.
  Правительства европейских государств через Европейское космическое агентство (ЕКА) предоставляют:
  — в качестве пользовательского элемента — европейскую герметизированную лабораторию (включая основную функциональную оснастку);
  — другие орбитальные элементы для обеспечения космической станции и коррекции ее орбиты; и
  — в дополнение к указанным выше орбитальным элементам — наземные элементы, специально предназначенные для космической станции.
  Правительство Японии предоставляет:
  — в качестве пользовательского элемента — японский экспериментальный модуль (включая основную функциональную оснастку, а также экспозиционную установку и модули материально-технического обеспечения экспериментов);
  — другие орбитальные элементы для обеспечения космической станции; и
  — в дополнение к указанному орбитальному элементу — наземные элементы, специально предназначенные для космической станции.
  Правительство России через Российское авиационно-космическое агентство предоставляет:
  — элементы инфраструктуры космической станции, в том числе служебный и другие модули;
  — в качестве пользовательских элементов — исследовательские модули (включая основную функциональную оснастку), а также оборудование для размещения прикрепляемой полезной нагрузки;
  — другие орбитальные элементы для обеспечения космической станции и коррекции ее орбиты; и
  — в дополнение к указанным выше орбитальным элементам — наземные элементы, специально предназначенные для космической станции.
  Правительство Соединенных Штатов через Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) предоставляет:
  — элементы инфраструктуры космической станции, включая жилой модуль;
  — в качестве пользовательских элементов — лабораторные модули (включая основную функциональную оснастку) и оборудование для размещения прикрепляемой полезной нагрузки;
  — другие орбитальные элементы для обеспечения космической станции; и
  — в дополнение к указанным орбитальным элементам - наземные элементы, специально предназначенные для космической станции.
  Согласно Соглашению, постоянно обитаемая международная космическая станция гражданского назначения будет представлять собой многоцелевой объект на низкой околоземной орбите, включающий орбитальные элементы и специально предназначенные для космической станции наземные элементы, предоставляемые всеми партнерами. Каждый партнер получает определенные права на использование космической станции посредством предоставления орбитальных элементов и участвует в управлении ею в соответствии с нормами Соглашения, Меморандумами и договоренностями об исполнении соглашений.
  Концепция космической станции предусматривает ее возможное развитие на эволюционной основе.
  В ст. 2 Соглашения подчеркивается, что Международная космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор по космосу 1967 г., Соглашение о спасании 1968 г., Конвенцию об ответственности 1972 г. и Конвенцию о регистрации 1975 г.
  Таким образом, ни одно из положений Соглашения не может противоречить основным соглашениям международного космического права.
  Статья 4 Соглашения посвящена определению и назначению сотрудничающих организаций. Так, говорится, что ККА от Правительства Канады, ЕКА от Правительств европейских государств, РКА от России и НАСА от США являются сотрудничающими организациями, ответственными за взаимодействие по проекту космической станции.
  В ст. ст. 5 и 6 Соглашения урегулированы вопросы осуществления регистрации, юрисдикции и контроля, а также вопросы права собственности партнеров на элементы и оборудование станции.
  В ст. 5 Соглашения говорится, что в соответствии со ст. II Конвенции о регистрации каждый партнер регистрирует в качестве космических объектов предоставляемые им орбитальные элементы, приведенные в Приложении. Отмечается, что Европейский партнер передает эту обязанность Европейскому космическому агентству, действующему от его имени и по его поручению.
  Пункт 2 ст. 5 Соглашения содержит ссылку на ст. VIII Договора по космосу и ст. II Конвенции о регистрации. В соответствии с ними, каждый партнер сохраняет юрисдикцию и контроль над элементами, которые он регистрирует, и над лицами из состава персонала на космической станции, находящимися внутри или снаружи ее, которые являются его гражданами.
  Согласно ст. 6 Соглашения, каждый партнер осуществляет право собственности на соответствующие элементы, приведенные в Приложении, которые они предоставляют, если в Соглашении по поводу какого-либо элемента станции не предусмотрено иное. Партнеры, действуя через свои сотрудничающие организации, уведомляют друг друга о праве собственности на любое оборудование на космической станции, находящееся внутри или снаружи ее.
  Здесь же отмечается, что право собственности на оборудование на космической станции, находящееся внутри или снаружи ее, не принадлежит, а право собственности на элементы, приведенные в Приложении, не передается какому- либо государству, не являющемуся партнером, или юридическому или физическому лицу, находящемуся под юрисдикцией такого государства, без предварительного согласия со стороны других партнеров. В случае любой передачи права собственности на какой-либо элемент, приведенный в Приложении, необходимо предварительное уведомление других партнеров.
  Статья 7 посвящена урегулированию вопросов управления станцией.
  Отмечается, что управление космической станцией будет осуществляться на многосторонней основе и партнеры, действуя через свои сотрудничающие организации, будут принимать участие и исполнять свои обязанности в органах управления, образованных в соответствии с меморандумами и договоренностями об исполнении соглашений.
  Эти органы управления планируют и координируют деятельность, имеющую отношение к проектированию и созданию космической станции, ее безопасной и эффективной эксплуатации и использованию. Органы управления должны стремиться принимать решения с общего согласия. Порядок принятия решений в рамках этих органов управления в тех случаях, когда сотрудничающие организации не могут достичь общего согласия, определяется в меморандумах.
  Статья 8 Соглашения посвящена вопросам технического проектирования и создания. В ней говорится, что каждый партнер, действуя через свою сотрудничающую организацию, проектирует и создает элементы, которые он предоставляет, включая наземные элементы, специально предназначенные для космической станции, отвечающие потребностям обеспечения непрерывной эксплуатации и международного использования орбитальных элементов в полном объеме. Здесь же говорится о взаимодействии партнеров через их сотрудничающие организации с целью достижения решений относительно проектирования и создания их соответствующих элементов.
  Согласно ст. 9 Соглашения, права на использование станций возникают на основании предоставления партнером пользовательских элементов и элементов инфраструктуры. Любой партнер, который предоставляет пользовательские элементы космической станции, сохраняет за собой право использования этих элементов, за исключением случаев, применительно к которым в Соглашении предусмотрено иное. Партнеры в обмен на предоставление ресурсов для целей эксплуатации и использования космической станции, получаемых от их элементов инфраструктуры космической станции, имеют фиксированную долю участия в использовании определенных пользовательских элементов. Конкретный размер доли каждого из партнеров в использовании таких элементов космической станции и ресурсов, полученных от инфраструктуры космической станции, предусматривается в меморандумах и договоренностях об исполнении соглашений.
  Партнеры имеют право на обмен или продажу любой части соответствующей выделенной им доли пользовательских элементов и ресурсов. Условия любого обмена или продажи будут определяться в каждом конкретном случае участниками сделки. При этом ст. 9 закрепляет то, что для такой переуступки необходимо предварительное согласие всех партнеров и своевременное достижение общего согласия между партнерами через их сотрудничающие организации.
  Статья 11 предоставляет партнерам право направлять на справедливых условиях квалифицированный персонал для работы в составе экипажа космической станции. Отбор членов экипажа от любого партнера и принятие решений относительно их назначения в состав конкретных экипажей осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным в меморандумах и в договоренностях об исполнении соглашений.
  Здесь же упоминается Кодекс поведения экипажа космической станции — нормативно-правовой акт, регулирующий правила поведения членов экипажа внутри МКС. Говорится, что такой Кодекс будет разработан и одобрен всеми партнерами в соответствии с внутренними процедурами каждого партнера и в соответствии с меморандумами. Партнер должен будет одобрить Кодекс поведения прежде, чем он предоставит экипаж космической станции. Каждый партнер при осуществлении своего права на направление экипажа обеспечивает соблюдение направленными им членами экипажа Кодекса поведения.
  Право доступа к космической станции предоставляется каждому из договаривающихся сторон с использованием своих соответствующих государственных или частных транспортных систем, если они совместимы с космической станцией (ст. 12).
  Статья 14 Соглашения определяет перспективы развития МКС. Отмечается, что космическая станция развивается посредством увеличения ее потенциала, и в максимальной степени стремятся увеличить вероятность того, что такое развитие будет осуществляться посредством вкладов всех партнеров. Для достижения этой цели каждый партнер стремится в соответствующих случаях предоставлять другим партнерам возможность для сотрудничества в отношении практического осуществления его предложений по увеличению потенциала станций на эволюционной основе.
  При этом здесь же содержится следующая оговорка: космическая станция, с учетом увеличения ее потенциала на эволюционной основе, остается станцией гражданского назначения, и ее эксплуатация и использование осуществляются в мирных целях в соответствии с международным правом.
  Статья 15 Соглашения закрепляет принцип, согласно которому партнеры сами несут все финансовые расходы, связанные с их участием в деятельности Международной космической станции. Отмечается, что при возникновении каких-либо финансовых проблем незамедлительно информируются остальные партнеры.
  Статья 16 п. 2.3 «с» содержит определение понятия “ущерб”. Закрепляется, что «термин «ущерб» означает: 1) телесное повреждение любому лицу или причинение какого-либо иного вреда его здоровью или его смерть; 2) ущерб любому имуществу, его утрату или потерю возможности пользоваться им; 3) потерю доходов или прибылей; или 4) прочий прямой или косвенный ущерб».
  Как видно, разработанное применительно к деятельности на МКС определение понятия ущерба шире такого же определения, содержащегося в ст. I Конвенции об ответственности 1972 г. Данное определение ущерба представляет особый интерес, так как это наглядный пример поступательного развития основных положений международного космического права в Соглашении о МКС.
  Статья 16 содержит положения, закрепляющие случаи взаимного отказа от ответственности. Следующая за ней — ст. 17 Соглашения устанавливает, что «за исключением случаев, предусмотренных в ст. 16, государства-партнеры, а также ЕКА продолжают нести ответственность в соответствии с Конвенцией об ответственности».
  Таким образом, при разрешении вопросов об ответственности при осуществлении своей деятельности на МКС партнеры могут применять как общие, так и специальные нормы международного космического права в зависимости от характера ситуации.
  Вопросам правового регулирования охраны интеллектуальной собственности на МКС посвящена ст. 21 Соглашения, которая так и называется — «Интеллектуальная собственность».
  В п. 1 данной статьи говорится, что для целей настоящего Соглашения термин «интеллектуальная собственность» понимается в значении, которое он имеет в ст. 2 Конвенции, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, подписанной в Стокгольме 14 июля 1967 г.
  Конвенция 1967 г., на которую содержится ссылка в п. 1 ст. 21 Соглашения относительно сотрудничества на международной космической станции, предусматривает следующие объекты интеллектуальной собственности:
  — литературные, художественные произведения и научные труды;
  — исполнительская деятельность артистов, фонограммы и передачи радио и телевидения;
  — изобретения;
  — научные открытия;
  — промышленные образцы;
  — товарные знаки и др.
  Приведенное положение подчеркивает, что нормы общего международного права, регулирующие вопросы охраны интеллектуальной собственности, в полном объеме распространяют свое действие и на космическое пространство.
  В рассматриваемой норме оговариваются пределы пространственной юрисдикции каждого из государств-участ- ников Соглашения на Международной космической станции. Так, в соответствии с положениями ст. 21 Соглашения (п. 2), для целей права интеллектуальной собственности любая деятельность, осуществляемая внутри или на орбитальном элементе международной космической станции, рассматривается как деятельность, осуществляемая только на территории государства-партнера, зарегистрировавшего этот элемент. Здесь же содержится исключение: для элементов, зарегистрированных Европейским космическим агентством, любое государство Европейского партнера может рассматривать такую деятельность как деятельность, имевшую место на его территории.
  Во избежание неопределенности участие любого государства-партнера, его сотрудничающей организации или его задействованных организаций в деятельности, осуществляемой внутри или на орбитальном элементе космической станции любого другого партнера, само по себе или в силу этого факта не изменяет или не затрагивает установленную юрисдикцию в отношении такой деятельности.
  Таким образом, с точки зрения будущих прав на интеллектуальную собственность международная космическая станция в целом является простым случаем, поскольку в ней каждый партнер относительно изолирован в собственном модуле и имеет полный контроль над своим оборудованием и проводимыми экспериментами.
  Межправительственное соглашение о МКС определяет общий подход к вопросам интеллектуальной собственности, который был принят в этом документе: роль, обязанность и права партнеров, например, в отношении данных и товаров:
  а) каждый партнер соблюдает конфиденциальность соответствующим образом маркированных данных и товаров, транспортируемых на его космической транспортной системе;
  б) каждый партнер соблюдает конфиденциальность использования данных, проходящих через его системы связи, включая его наземную сеть и системы связи его подрядчиков;
  в) каждый партнер передает все технические данные и товары, которые, по мнению обеих сторон, признаны необходимыми для выполнения обязанностей другой стороны в соответствии с Меморандумами о взаимопонимании и имплементационными соглашениями;
  г) партнеры должны прилагать все усилия для поощрения и облегчения передачи технических данных и товаров от одной компании к другой, а также третьей стороне в рамках соответствующих соглашений;
  д) передача технических данных, которая служит целям выполнения партнерами своих обязательств в отношении интерфейсов, интеграции и безопасности таких данных, должна осуществляться без ограничений. Если для этих целей осуществляется передача подробных данных по конструкции, производству и обработке, а также связанного с ними программного обеспечения, то такие данные и программное обеспечение могут быть соответствующим образом маркированы;
  е) каждый партнер предпринимает необходимые меры для того, чтобы получающая сторона и любые другие лица и организации, включая подрядчиков и субподрядчиков обращались с техническими данными и товарами в соответствии с маркировкой.
  Пункт 3 ст. 21 Соглашения устанавливает, что государство-партнер не применяет свои законы о секретности изобретений по отношению к изобретению, сделанному внутри или на любом орбитальном элементе космической станции лицом, не являющимся его гражданином или не проживающим в нем, таким образом, чтобы это могло воспрепятствовать подаче заявки на патент (например, посредством наложения отсрочки или предъявления требования в отношении предварительного разрешения) в любом другом государстве- партнере, которое обеспечивает охрану секретности заявок на патент, содержащих информацию, которая является классифицированной или иным образом охраняется в целях национальной безопасности. Здесь же говорится, что настоящее положение не наносит ущерба:
  — праву любого государства-партнера, в котором первоначально подана заявка на патент, регулировать секретность такой заявки на патент или ограничивать ее дальнейшую подачу; или
  — праву любого другого государства-партнера, в котором в последующем подается заявка, ограничивать, в соответствии с любым международным обязательством, разглашение заявки.
  В этой же статье содержатся положения, касающиеся вопросов получения возмещения в случае нарушения прав на интеллектуальную собственность.
  Отдельная статья (ст. 22) Соглашения регулирует вопросы уголовной юрисдикции государств, сотрудничающих на МКС.
  Пункт 1 этой статьи устанавливает, что Канада, государства Европейского партнера, Япония, Россия и Соединенные Штаты могут осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении членов персонала внутри или на любом орбитальном элементе, которые являются их гражданами.
  Вместе с этим, в случае неправомерного действия на орбите, которое:
  - затрагивает жизнь или безопасность гражданина другого государства-партнера;
  - или совершено внутри или на орбитальном элементе другого государства-партнера;
  - или причиняет ущерб орбитальному элементу другого государства-партнера, государство-партнер, гражданин которого предположительно совершил неправомерное действие, по просьбе любого государства-партнера, чьи интересы затронуты предполагаемым неправомерным действием, консультируется с этим государством относительно процессуальных интересов обоих государств.
  По завершении таких консультаций государство, чьи интересы затронуты предполагаемым неправомерным действием, может осуществлять уголовную юрисдикцию в отношении лица, предположительно совершившего неправомерное действие, при условии, что в течение девяноста дней со дня начала таких консультаций или в течение периода времени, который может быть взаимно согласован, государство, чей гражданин предположительно совершил неправомерное действие:
  1) соглашается на такое осуществление уголовной юрисдикции, либо
  2) не представило заверений в том, что оно передаст дело своим компетентным органам для целей уголовного преследования.
  Если к государству-партнеру, которое обусловливает экстрадицию наличием договора, направлена просьба об экстрадиции от другого государства-партнера, с которым оно не имеет договора об экстрадиции, оно может по своему усмотрению рассматривать настоящее Соглашение как правовое основание для экстрадиции в отношении предполагаемого неправомерного действия на орбите. Экстрадиция осуществляется в соответствии с процессуальными нормами и другими положениями законодательства запрашиваемого государства-партнера.
  Каждое государство-партнер с соблюдением своих национальных законов и правил оказывает другим партнерам содействие в связи с предполагаемым неправомерным действием на орбите.
  В связи с тем, что Соглашение регламентирует вопросы международного общения в космосе, в ст. 23 определяется порядок проведения консультаций по различным вопросам, которые могут возникнуть в ходе сотрудничества.
  Установлено, что партнеры, действуя через свои сотрудничающие организации, могут консультироваться друг с другом по любому вопросу, возникающему в связи с сотрудничеством по космической станции. Партнеры прилагают все усилия для урегулирования таких вопросов путем двусторонних или многосторонних консультаций между их сотрудничающими организациями в соответствии с процедурами, предусмотренными меморандумами.
  Любой партнер может запросить проведение консультаций с другим партнером на правительственном уровне по любому вопросу, возникающему в связи с сотрудничеством по космической станции. Запрашиваемый партнер оперативно удовлетворяет такую просьбу. Если запрашивающий партнер извещает Соединенные Штаты о том, что вопрос, составляющий предмет таких консультаций, было бы уместно рассмотреть всеми партнерами, Соединенные Штаты созывают многосторонние консультации в возможно короткие сроки, на которые они приглашают всех партнеров.
  Любой партнер, имеющий намерение приступить к внесению существенных изменений в конструкцию орбитальных элементов, которые могут затронуть интересы других партнеров, должным образом уведомляет других партнеров об этом при первой возможности. Партнер, получивший такое уведомление, может обратиться с просьбой о передаче этого вопроса на рассмотрение в рамках консультаций.
  Если вопрос, не решенный путем консультаций, по-прежнему нуждается в решении, заинтересованные партнеры могут направить этот вопрос на урегулирование посредством согласованной процедуры, такой, как примирение, посредничество или арбитраж.
  В связи с тем, что сотрудничество носит долгосрочный и разносторонний характер и развивается на эволюционной основе, партнеры информируют друг друга об обстоятельствах, которые могут затронуть такое сотрудничество. В соответствии со ст. 24 Соглашения, начиная с 1999 г. с периодичностью через каждые три года, организуются встречи для рассмотрения вопросов, связанных с их сотрудничеством, и для обзора хода и развития сотрудничества по космической станции.
  Статья 28 Соглашения определяет условия и порядок выхода из договора.
  Любое государство-партнер может выйти из участия в МКС в любое время, направив депозитарию предварительное письменное уведомление, по меньшей мере, за год. Выход государства Европейского партнера из Соглашения не затрагивает прав и обязательств Европейского партнера в соответствии с настоящим Соглашением.
  В случае если партнер направляет уведомление об его выходе из Соглашения, то партнеры с целью обеспечения продолжения всей программы стремятся достигнуть согласия относительно условий выхода этого партнера из Соглашения до фактической даты выхода.


 
© www.txtb.ru