|
§ 3. Современное международное космическое право и космический мусор. Вопросы юридического определения космического мусора
Проблема космического мусора находится на повестке дня в течение всего времени существования международного космического права. С первых лет освоения космоса проблема предотвращения засорения космоса и потенциально вредных экспериментов в космосе обсуждались в ООН. Еще в 1964 г. Научно-технический подкомитет Комитета ООН по космосу обратил внимание на необходимость предотвращения экспериментов, ведущих к техногенному засорению космического пространства. Правовые аспекты проблемы космического мусора обсуждались в рамках Комитета по исследованию космического пространства (КОСПАР), Международной астронавтической академии (МАА), Международной астронавтической федерации (МАФ) и Международного института космического права (МИКП), Ассоциации международного права и других международных и национальных форумов. Детально рассматривалась эта проблема, например, на международном коллоквиуме «Экологические аспекты деятельности в космическом пространстве — состояние права и меры защиты» (Кёльн, 1988 г.). В результате рассмотрения этой проблемы был сделан вывод, что в настоящее время основной экологической опасностью, связанной с космической деятельностью, является скопление в космосе отработавших свой срок объектов и их частей, регулирование числа которых требует соответствующей правовой основы. Термин «космический мусор» на настоящий момент не встречается ни в одном из действующих в области освоения космоса международных соглашений, а поэтому данный термин пока и не получил своего правового определения. Однако отдельные положения международных соглашений по космосу имеют отношение к проблеме предотвращения загрязнения космического пространства. Так, ст. IX Договора по космосу 1967 г. обязывает государства-участников Договора избегать вредного загрязнения космического пространства, Луны и других небесных тел, неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества; принимать в случае необходимости «соответствующие меры»; избегать создания потенциально вредных помех деятельности других государств-участников. Также в ст. IX Договора по космосу предусмотрено предотвращение проведения потенциально вредных экспериментов в космосе: государства-участники Договора обязаны проводить международные консультации, прежде чем приступать к деятельности или экспериментам, которые могут создать потенциально вредные помехи космической деятельности других государств-участников. Однако приведенная статья Договора не содержит самого определения понятия «вредное загрязнение». Можно предположить, что под вредным загрязнением в тексте Договора по космосу понимается накопление в космическом пространстве отработавших объектов, их частей и разнообразных отходов. К этому же относится радиоактивное, химическое или биологическое загрязнение космической среды. Загрязнение космоса может происходить как вследствие нормального осуществления космической деятельности, так и в результате преднамеренных действий, направленных на создание такого загрязнения. Сюда следует отнести испытания космических вооружений, проведение недопустимых с точки зрения экологической безопасности экспериментов и др. Проблемы загрязнения космического пространства тесно связаны с вопросами ответственности за причинение ущерба на Земле, в воздухе и в космосе. В определенной степени эти проблемы решаются Конвенцией об ответственности 1972 г. Соглашение о Луне 1979 г. также содержит соответствующие положения (ст. 7). Однако все эти нормы недостаточно четкие, носят слишком общий характер и не содержат необходимых юридических определений используемых понятий, что приводит к неоднозначным толкованиям. Также следует отметить, что ст. I Конвенции об ответственности 1972 г. и ст. I Конвенции о регистрации 1975 г. содержат тождественные определения понятия «космический объект»: «термин «космический объект» включает составные части космического объекта, а также средство его доставки или его части». В этом определении космический мусор охватывается понятием «космический объект». Из данного определения видно, что отделившиеся от космического объекта составные части сами определяются в статьях названных конвенций как космические объекты. Данное положение нельзя признать правильным с правовой точки зрения. Ведь раз так, то космический объект сохраняет свое существование даже после прекращения своего функционирования, разрушения и т. д. Имеющиеся научные данные и нынешнее состояние технологии не дают оснований рассчитывать, что в ближайшее время можно принять широкое международное соглашение, которое всесторонне и действенно регулировало бы аспекты борьбы с космическим мусором. Но уже сейчас государства могли бы подготовить международный документ о запрещении преднамеренных взрывов в космосе, являющихся главнейшим источником образования космического мусора, а также о создании международной системы наблюдения и контроля за космическим мусором. Эффективное решение этой глобальной проблемы, затрагивающей интересы всех государств, возможно лишь в рамках международного сотрудничества. При этом в значительной степени решению вопроса способствовало бы также принятие соответствующих национальных законов. Действующие международные акты в известной степени ограничивают неблагоприятное воздействие космической деятельности на космическую среду. Наиболее важная роль здесь, конечно же, принадлежит Договору по космосу 1967 г., Договору о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., а также Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. Прямое отношение к предотвращению потенциально вредных экспериментов в космическом пространстве имеет Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на окружающую природную среду 1977 г. В ее ст. ст. I и II содержится обязательство не прибегать к средствам воздействия, имеющим широкие долгосрочные или серьезные последствия, на природную среду, включая космическое пространство, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда. Вместе с тем, данная Конвенция не препятствует использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивает общепризнанных и применимых норм международного права, касающихся такого использования (ст. III). С учетом расширения объекта и масштабов космической деятельности (перспектив индустриализации космоса, создания в космосе крупногабаритных космических конструкций, солнечных энергоспутников и т. д.) встает задача выработки специальных правовых норм в целях эффективной охраны космической среды от загрязнения и обеспечения безопасной деятельности в космосе.
|
|