Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



§ 1. Правовое регулирование спасания и возвращения космонавтов

  В декабре 1967 г. XXII сессия Генеральной Ассамблеи ООН одобрила многостороннее соглашение о космосе — Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 22 апреля 1968 г. Соглашение было подписано большим числом государств и вступило в силу 3 декабря 1968 г. Согласование и принятие этого Соглашения стало новым шагом вперед на пути создания системы космического права и расширения международного сотрудничества.
  Соглашение развивает принцип, уже установленный ст. V Договора по космосу 1967 г., о необходимости оказывать всемерную помощь космонавтам в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, возвращении и безопасности космонавтов и объектов, запущенных в космическое пространство.
  В ст. 1 Соглашения о спасании 1968 г., перечисляющей возможное местонахождение экипажа космического корабля, потерпевшего аварию, бедствие или совершившего вынужденную и непреднамеренную посадку, говорится о любом месте, «не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства». Таким местом, помимо просторов Земли, могут быть как космическое пространство, так и находящиеся в нем и Луна или другие небесные тела. Подобная формулировка содержится также в ст. 3, 4 и 5 Соглашения о спасании.
  В частности, ст. 3 Соглашения о спасании устанавливает, что если получены сведения, что экипаж космического корабля опустился в открытом море или в другом месте, не находящимся под юрисдикцией какого-либо государства, то те Договаривающиеся Стороны, которые в состоянии сделать это, окажут в случае необходимости помощь в осуществлении операций по поискам и спасанию такого экипажа в целях обеспечения его быстрого спасания. Они будут информировать власти, осуществившие запуск, а также Генерального секретаря ООН о принимаемых ими мерах и о достигаемых результатах.
  Этому же содействует оговоренная ст. V Договора по космосу: обязанности государств незамедлительно информировать друг друга «об установленных ими явлениях» на Луне или других небесных телах, представляющих «опасность для жизни и здоровья космонавтов». Эта же статья Договора говорит об обязанности космонавтов, осуществляющих деятельность на небесных телах, оказывать друг другу возможную взаимную помощь.
  Соглашение о Луне обязывает государства принимать «все возможные меры для охраны жизни и здоровья лиц, находящихся на Луне», рассматривая «любого человека, находящегося на Луне», как космонавта по смыслу Договора по космосу и Соглашения о спасании космонавтов.
  «Терпящим бедствие лицам, находящимся на Луне», государства обязаны предоставить право укрытия на своих станциях и других установках (ст. 10). В чрезвычайных случаях, связанных с угрозой для жизни человека, государства вправе воспользоваться аппаратами, сооружениями или запасами других государств на Луне (п. 3 ст. 12).
  Соглашение о спасании космонавтов 1968 г. учитывает различные непредвиденные обстоятельства и трудности, с которыми могут столкнуться лица на борту космического корабля во время полета. Например, могут выйти из строя те или иные системы управления космическим кораблем, опасно усилиться радиация, неправильно сработать двигатель, может быть допущена и ошибка в расчетах.
  Обо всех неполадках во время космического полета экипаж космического корабля, несомненно, постарается информировать Землю с помощью радио. Как правило, такие сигналы будут приниматься станциями слежения того государства, которое осуществило запуск космического корабля.
  Однако не исключено, что в отдельных случаях сигнал бедствия может быть принят гораздо раньше радиостанциями других государств.
  Регламент радиосвязи 1979 г. содержит подробные положения относительно использования в случаях бедствия и аварии пилотируемых космических кораблей. Для осуществления операций по их спасанию выделены специальные радиочастоты. Сигналы бедствия для пилотируемых космических кораблей такие же, как и для наземных служб (морские суда, авиация). Эти сигналы должны указывать, что экипажу космического корабля грозит серьезная и неминуемая опасность и он просит немедленной помощи.
  Согласно ст. 25 Международной конвенции электросвязи 1973 г., «международные службы электросвязи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям электросвязи, касающимся безопасности человеческой жизни на море, на Земле, в воздухе и в космическом пространстве, а также исключительной срочности эпидемиологическим сообщениям Всемирной организации здравоохранения».
  Ст. 36 этой же Конвенции обязывает радиостанции «...принимать с предоставлением абсолютного приоритета вызовы и сообщения о бедствии, откуда бы они не исходили, и таким же образом отвечать на эти сообщения и немедленно принимать по ним требуемые меры».
  Соответственно этому государства должны принять все необходимые меры для обеспечения приема своими радиостанциями, прежде всего теми из них, которые выделены для связи с морскими кораблями и воздушными судами, сигналов бедствия, которые могут передаваться с борта космического корабля.
  Естественно, что прием сигнала бедствия, радиостанцией государства — стороны Соглашения 1968 г. о спасании — не единственный способ обнаружения пилотируемого космического корабля, нуждающегося в помощи. Способы обнаружения ситуаций, в которых жизнь или здоровье лиц на борту космического корабля находится под угрозой, могут быть самыми различными. Главное, чтобы любая информация о подобной ситуации, независимо от источника и способа ее получения, была бы немедленно доведена:
  а) до сведения властей, осуществивших запуск космического объекта;
  б) до всеобщего сведения, если государство — сторона соглашения не может опознать пилотируемый космический корабль и немедленно информировать об этом власти, осуществившие такой запуск;
  в) до сведения Генерального секретаря ООН.
  Соблюдение принципа взаимной помощи чрезвычайно важно в условиях жизни в необычных для человека Земли условиях жизни на Луне или на других небесных телах. Соглашение о спасании космонавтов призвано еще больше укреплять дух международного сотрудничества при исследовании и освоении космоса, а значит, несомненно, и в ходе деятельности при создании обитаемых станций на Луне и других небесных телах.
  Статья 4 Соглашения о спасании предписывает, что если в результате аварии или непреднамеренной посадки экипаж космического корабля приземлится на территории, находящейся под юрисдикцией Договаривающейся Стороны, или будет обнаружен в открытом море или в каком- либо другом месте, не находящемся под юрисдикцией какого-либо государства, он должен быть в безопасности и незамедлительно возвращен представителям властей, осуществившим запуск.
  Под термином «власти, осуществившие запуск» в Соглашении о спасании понимается государство, ответственное за запуск. Также данный термин может быть применен и к международной межправительственной организации при условии, если последняя заявляет о принятии ею прав и обязанностей, предусмотренных в Соглашении о спасании, а также если большинство государств-членов этой организации являются участниками Соглашения о спасании и Договора по космосу 1967 г. (ст. 6 Соглашения о спасании).


 
© www.txtb.ru