|
§ 2. Проблемы развития положений международного космического права о спасании и возвращении космонавтов
Следует признать, что перечисленные юридические обязательства государств могут оказаться мертвой буквой, если они не будут подкреплены соответствующими организационно-правовыми и техническими средствами. Так, различия в системах космических кораблей и аппаратуры, существующие в настоящее время, могут сделать невозможными оказание взаимопомощи и спасательных операций на небесных телах. Речь идет о стандартизации космического оборудования, или, иными словами, о совместимости средств сближения и стыковки космического оборудования. По этой причине перед мировым сообществом стоит задача о принятии таких норм международного характера, которые бы не допустили такую ситуацию, когда в критических условиях из-за несовместимости стыковочных узлов было бы нельзя оказать помощь персоналу одной из обитаемых станций на небесном теле. Так, российский юрист А.И. Рудев в своих научных работах выступил с предложением о разработке специального международного соглашения о взаимопомощи космонавтов в случае аварии в космосе, считая, что такого рода космическая деятельность требует и специального международноправового регулирования. При этом он отмечает, что для обеспечения операций по спасанию в космосе необходимо решить ряд проблем организационно-правового характера, среди которых:
- обеспечение высококачественной непрерывной связи между космическими объектами, между космическими объектами и Землей;
- обеспечение совместимости пилотируемых космических объектов и средств спасания различных государств;
- разработка и принятие единых правил проведения спасательных операций в космосе.
Поскольку, как было сказано, используемые в настоящее время космические объекты могут в значительной степени отличаться друг от друга, необходимо достижение международной договоренности относительно средств спасания, совместимых систем и узлов и оснащения ими управляемых или посещаемых людьми космических объектов, включая создание совместных индивидуальных аварийных средств (скафандры, спасательные капсулы), для обеспечения возможности проведения операций по сближению и стыковке этих объектов и совместимости средств поиска и сближения, параметров аппаратуры космических объектов и др. При регламентации вопросов спасания и взаимопомощи в космосе потребуется также определить единые требования к процедуре и порядку действий экипажей и центров управления полетами на всех стадиях проведения таких операций. Особый интерес в этом отношении представляют двусторонние советско-американские соглашения, подписанные в начале 70-х гг. XX века относительно сотрудничества в области исследования космоса. В мае 1972 г. между СССР и США было подписано Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. Важной статьей этого Соглашения явилась взаимная договоренность о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения в дальнейшем совместных научных экспериментов. Также совместным советско-американским соглашением в области космонавтики в рамках программы «ЭПАС» (Экспериментальный полет «Аполлон» — «Союз») было определено проведение в 1975 г. совместного советско-американского полета космических кораблей «Союз» и «Аполлон» со стыковкой на орбите. Во исполнение этих соглашений, 15 июля 1975 г. в 15 часов 20 минут по московскому времени в Советском Союзе с космодрома «Байконур» стартовал космический корабль «Союз-19» с экипажем на борту в составе командира корабля летчика- космонавта СССР полковника А. А. Леонова и летчика-космо- навта СССР, кандидата технических наук В.Н. Кубасова. Через семь с половиной часов с мыса Канаверал стартует американский космический корабль «Аполлон» с экипажем на борту в составе Т. Стаффорда — командира корабля и астронавтов В. Брандта и Д. Слейтона. 17 июля 1975 г. в 19 часов 12 минут по московскому времени произошла успешная стыковка советского космического корабля «Союз-19» и американского корабля «Аполлон». За два витка до стыковки экипаж «Союза-19» с помощью ручного управления выполнил орбитальную ориентацию, после чего сближение проводилось последовательно маневрированием американского корабля. С расстояния 10 м ориентация и причаливание корабля «Аполлон» осуществлялись вручную с использованием стыковочной мишени, установленной на корабле «Союз-19». Советский корабль во время сближения и причаливания поддерживал необходимую для стыковки ориентацию. После касания кораблей состоялась автоматическая сцепка их стыковочных агрегатов, стягивание и герметизация стыка. После произведенной стыковки во время совместного полета члены экипажей кораблей неоднократно переходили из корабля в корабль через стыковочный узел. В соответствии с программой полета, 19 июля в 15 часов 02 минуты советский и американский космические корабли расстыковались и отошли друг от друга. В 15 часов 40 минут произошла повторная стыковка кораблей. Тем самым еще раз была подтверждена правильность конструкторских и технических решений при создании новой стыковочной системы, позволяющей проводить активную стыковку любому из двух космических кораблей. Это были первые шаги, которые, как показывает история космонавтики, получили свое дальнейшее развитие. В юридической литературе по космическому праву уже неоднократно высказывалось мнение о возможности создания международной спасательной службы, задачей которой являлось бы оказание помощи в космосе, а также поиск и спасание космонавтов и космических объектов. На наш взгляд, создание и эффективное функционирование такой службы в условиях работы человека в космосе и на небесных телах станет возможным и необходимым с возрастанием интенсивности их исследования и освоения. Вместе с этим, функционирование такой службы возможно лишь в тех районах космоса и на тех небесных телах, где человек достигнет достаточно высокого уровня их освоения и обживания. Проникая же все глубже в глубины Вселенной, космические экспедиции вновь и вновь будут оказываться в «оторванном» от Земли и земных космических спасательных служб состоянии, а поэтому необходимые операции по спасанию и взаимопомощи будут проводиться исключительно силами членов экипажей космических аппаратов.
|
|