|
ТЕМА 10. Византия и Балканы в VIII-X вв.
Борьба с Симеоном. Завоевание болгарами Фракии, Македонии, Фессалии, Эпира. Богомильское движение. Союз Симеона с династией Фатимидов. Стагнация и аграризация бывших античных городов. Столкновение Рима и Византии в процессе христианизации. Сплитские соборы 925 и 1060 годов. Потеря независимости балканскими княжествами. Средневековая Болгария Начало Болгарского государства относится к 80-м гг. 7 в. Решающую роль в образовании государственности сыграли две этнические группы: славяне, заселившие территорию будущей Болгарии в 6 в., и протоболгары (булгары), тюрки по происхождению, появившиеся на Балканах в 70-е гг. 7 в. и давшие имя стране. К 681 относят начало истории Первого Болгарского царства, столицей которого стала Плиска. Очевидно, что градостроительные работы в Плиске велись под руководством византийских архитекторов. Археологические раскопки обнаружили в городе остатки, как кочевнических юрт, так и полуземлянок, что свидетельствует о смешанном тюрко-славянском населении Плиски. После крещения Болгарии при князе Борисе I (852-889) Плиска стала крупным европейским культурным и духовным центром. Здесь находились резиденция архиепископа и соборный храм. В нач. 10 в. царю Симеону удалось фактически подчинить себе Византию, которая выплачивала Болгарии дань. В 913 г. Симеон был признан «царем болгар», в течение следующих лет он занял всю Фракию и Македонию, новая столица Болгарии (вместо Плиски) — Преслав — соперничала с Константинополем. Симеону удалось также подчинить Сербию. Именно в правление Симеона Болгария становится центром славянской книжности, в это время творят Иоанн Экзарх и Климент Охридский, Константин Преславский и Черноризец Храбр. В 1018-1187 Болгария находилась под властью Византии, пока в 1187 после восстания братьев Асеней не обрела независимость [Второе Болгарское, или Тырновское, царство (1187-1393)]. Центром болгарской культуры этого времени был столичный город Тырнов, где процветали Эвтимиева литературная школа, певческая школа Иоана Кукузеля, живопись и архитектура. В этот же период Тырнов был резиденцией болгарских архиепископов, а с 1235 — патриархов (до упразднения Болгарского патриархата в 1767).С самого начала своей истории Болгария находилась под сильным влиянием византийской культуры, вплоть до завоевания страны турками в кон. 14 в. Древнейшие архитектурные памятники на землях Болгарии, оказавшие сильное влияние на весь дальнейший ход болгарского искусства, — базилика в Дженавар-тепе (4-5 вв.), базилика в древней столице Болгарии Абобе-Плиске, церковь в Месемврии (9 в.), церковь св. Софии в Охриде (нач. 11 в.), Красная церковь близ Пловдива (9 в.) и др. — следуют византийским образцам и представляют собой развитие основных типов восточно-христианской, византийской архитектуры (базилика, купольные церкви, декорация фасадов и стен храмов). С началом господства византийцев в Болгарии на территории страны окончательно утверждается крестово-купольная система, ставшая классической для всех стран византийского мира (церковь св. Германа около Преспа, 993), церковь Иоанна в Месемврии, 11 в.). С 13 в. доминирующими чертами в облике болгарской архитектуры становятся нарядность, декоративность (орнамент, легкие декорации из ниш, валиков, аркатур, выложенных в стенах из тонкой византийской плинфы). Центральные памятники болгарской монументальной живописи — фрески церквей в Бояново (Бояна) (913 в.) и Бачково 912 в.) — следуют стилю византийского искусства и, возможно, выполнены греками. СИМЕОН (Симеон Великий) (864? — 27 мая 927), болгарский князь (с 893), с 913 царь, в правление которого Первое Болгарское царство достигло своего высшего могущества. Сын князя Бориса I, Симеон воспитывался в Византии, где пробыл 10 лет, учился в знаменитой Магнаврской школе в Константинополе. Благодаря прекрасному знанию греческого языка и культуры Симеона называли «полугреком». Тем не менее, правление Симеона отмечено непрерывными войнами с Византией, результатом которых стало присоединение к Болгарии обширных территорий Империи на юге и западе. Первая война разгорелась в 894 из-за торгового конфликта. Византии удалось отразить натиск войск Симеона, только заключив союз с венграми, которые вошли в низовья Днестра и Дуная, угрожая Болгарии. Но уже в 897 Симеон разбил византийскую армию во Фракии, а в 904 дошел до Фессалоник, к северу от которых, по заключенному в том же году договору, и прошла новая византийско-болгарская граница. Новый этап войн Симеона с Византией начался в 913, когда Симеон принялся реализовывать разработанный им план создания единой греко-славянской империи под своей властью. Константинополь вынужден был пойти на уступки: был подписан договор, согласно которому Симеон признавался «василевсом (т. е. императором) болгар» и предусматривался брак между малолетним Константином VII Багрянородным и дочерью болгарского правителя. Вернувшаяся из ссылки мать Константина Зоя аннулировала этот документ, и болгары вновь вторглись на территорию Империи. В 917 византийская армия была наголову разгромлена Симеоном на р. Ахелой во Фракии. Византийский историк Лев Диакон, посетивший место битвы в конце 10 в., с горечью писал: «И теперь еще видны кучи костей у Анхиала, где было тогда бесславно перерезано войско ромеев». Последствия разгрома были катастрофическими для Империи. Болгарские войска вступили в Грецию, взяли Фивы. Положение изменилось с приходом к власти в Константинополе энергичного Романа Лакапина, который сумел организовать сопротивление болгарам. Несмотря на уговоры константинопольского патриарха Николая Мистика, умолявшего Симеона прекратить кровопролитие, он считал, что наступил удобный момент для реализации его замысла по захвату византийской столицы. Упорная борьба продолжалась вплоть до самой смерти первого болгарского царя, болгарское воинство не раз появлялось в окрестностях Константинополя. Но в 927 счастье изменило Симеону: его войска были разбиты хорватами, вступившими в союз с Империей; в том же году он умер. С правлением Симеона связан небывалый расцвет болгарской средневековой культуры (архитектурные ансамбли новой болгарской столицы Преслава, «золотой век» староболгарской литературы, распространение христианства и византийской образованности), подготовленный еще при его отце Борисе. Средневековая Сербия Сербия была одним из крупнейших средневековых государств восточноевропейского мира, в периоды своего расцвета — самое сильное и богатое государство Балкан, соперничавшее даже с Византийской империей. Наиболее ранним очагом сербского искусства является область Рашка (Старая Сербия), на территории которой были созданы самые выдающиеся памятники сербского искусства и архитектуры (Великая церковь монастыря Студеницы, 12 в., церковь в Жичи и Дечанах, 13-14 вв. и др.). В приемах архитектурной декорации (облицовка мрамором, применение аркатурных фризов, скульптурные изображения животных, включенные в архитектуру) проявляется специфика сербской архитектуры, угадывается влияние западной романской архитектуры. В 14 в. возрастает значение новых областей, а именно византийской Сербии, где преобладают здания крестово-купольного типа, часто имеющие пять куполов. Наиболее яркими образцами архитектуры 14 в. являются церкви Краля в Студенице, Старо-Нагоричино и Грачаница. Чередование камня и кирпича, многочисленные ниши и арочки в декорировке фасадов, использование подражаний арабским надписям подчеркивают нарядность и праздничную пышность этой архитектуры. В кон. 14 в. ведущей в Сербской архитектуре и искусстве становится «моравская школа» (церкви в Раванице, Любостинье, Манасии, Калениче). Сербское искусство, являющееся частью византийского и живущее токами, исходящими от столичной константинопольской художественной среды, обладает особыми чертами и отличается мягкой живописностью, любовью к мягким текучим формам, тонкой эмоциональностью. Лучшие памятники сербского монументального искусства — фрески в Студенице и Нерези (12 в.), Милешеве, Сопочанах, Градаце (13 в.), Старо Нагоричине, Грачанице, Дечанах (14 в.), Раванице, Любостинье, Манасии (14 и рубеж 14-15 вв.). Сербские памятники 13 в., периода владычества в Византийской империи крестоносцев, именно сербское искусство является главным хранителем магистральной византийской традиции. Древнейшими памятниками сербской литературы являются изводы и редакции старославянских церковных текстов (12 в.), житий святых. Наиболее известными авторами такого рода произведений были Стефан Первовенчанный, автор «Жития Стефана Немани», архиепископ Даниил, Григорий Цамблак и др. Особое место в истории древней сербской литературы занимают летописи и хронографы (Крушедольская, Карловичская, Гобаровская и др. Сербская литература сохранила довольно представительный корпус эпических произведений, в котором принято выделять несколько слоев: древнейший — цикл о Неманичах, косовский — о поражении сербов в сражении с турками на Косовом поле в 1389, песни о Марке Королевиче, самом популярном герое сербского фольклора, циклы о Бранковичах и Черноевичах и т.д.
|
|