|
5.5. Мышление и интеллект
То, чем богат и живёт современный человек (научные знания, произведения искусства, техника и т.д.), есть результат разнообразной интеллектуальной деятельности его самого и многих предыдущих поколений. Интеллект (от лат. intellectus - ум, рассудок, разум, познание) - это устойчивая совокупность способностей человека, позволяющих эффективно адаптироваться к окружающей среде. Часто интеллект и мышление отождествляют между собой и приравнивают к понятию «ум». Необходимо подчеркнуть, что интеллект - это структура (совокупность различных способностей), тогда как мышление - это процесс, и только в ситуации решения какой-либо проблемы (задачи) они выступают как неразрывное целое. Выделяют следующие семь первичных умственных потенций (или сторон интеллекта): 1) счётная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия; 2) вербальная (словесная) гибкость, т.е. лёгкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова; 3) вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь; 4) пространственная ориентация или способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве; 5) память; 6) способность к рассуждению; 7) быстрота восприятия сходств и различий между предметами. Таким образом, интеллект является сложной конструкцией, включающей в себя и психические процессы (в целом либо их составляющие), и отдельные способности человека. Его развитие тесно связано с развитием одновременно всех познавательных процессов (ощущений и восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи). Для понимания взаимодействия между различными структурными компонентами интеллекта, а также его развития немаловажными являются понятия «ассимиляции» и «аккомодации». Ассимиляция (от лат. assimilatio - уподобление, слияние, усвоение) - включение в когнитивные структуры ребёнка, в его представления новых элементов жизненного опыта, приобретаемого в ходе развития. Аккомодация (от лат. accomodatio - приспособление, приноровление) - использование этих приобретённых представлений, знаний и умений для решения новых задач. В заключение необходимо отметить, что диагностика мышления и интеллекта в чём-то схожа, но далеко не тождественна. Для диагностики интеллекта на практике применяются разнообразные тесты. Большинство из них предназначено для определения уровня общего интеллектуального развития человека и включает, в частности, оценку некоторых особенностей словесно-логического и наглядно-образного мышления. Иногда, если интеллектуальное развитие человека соответствует возрастным нормам, применения этих тестов бывает достаточно; если же не соответствует, специалисты в первую очередь определяют тот психический процесс или ту способность, которая оказалась недостаточно развитой. Если это - мышление, то дальнейшая диагностика производится с помощью специализированных методик, направленных на изучение конкретных видов, операций, форм мышления.
|
|