|
5.4. Развитие мышления
В формировании и развитии мышления выделяется несколько различных (хотя и взаимосвязанных) сторон: появление и совершенствование основных видов мышления, последовательное овладение мыслительными операциями, формирование умственных действий и понятий. Формируются и наиболее интенсивно развиваются все эти составляющие в период от рождения до подросткового возраста, что в первую очередь связано с ростом и развитием организма человека. Однако поскольку человеческое мышление социально обусловлено и теснейшим образом связано с речью, его формирование и развитие невозможны вне социума. Современные «естественные», обычные, повседневные условия жизни, в которых возникает и прогрессивно изменяется мышление человека, связаны с социальным окружением - сначала с родителями и близкими, которые с момента рождения разговаривают с ребёнком, учат его действовать с предметами, называют эти предметы, объясняют их предназначение, затем - с более широким кругом людей в дошкольных учреждениях и в школе, где ребёнок получает обязательное общее образование и т.д. Дальнейшее развитие мышления зависит от того, какими видами деятельности занимается человек (разные виды профессий, хобби способствуют развитию различных видов и особенностей мышления), насколько активен он в познании окружающей действительности, как часто он сталкивается с проблемными ситуациями и т.д.
|
|