|
3.5. Принятие решения в учебной деятельности
Процесс принятия решения в учебной деятельности имеет свою специфику. На макроуровне процесс принятия решения связан с выбором индивидуальной образовательной траектории учеником, которая в дальнейшем определяет весь характер его учебного поведения и прежде всего мотивацию учения. Эта проблема достаточно разработана в контексте профессиональной ориентации. В.Д.Шадриков подробно останавливается на мезо- и микроуровнях анализа учебной деятельности и отдельных учебных действий [23]. Здесь в качестве объектов выбора ученика выделяются: • общий путь решения (отдать приоритет анализу или синтезу); • операционные механизмы способностей (например, как лучше запомнить учебный материал); • операции, которые целесообразно использовать в данном случае; • стратегии и планы решения учебной задачи; • дополнительные (частные) задачи; • недостающая информация. На данных уровнях анализа ученик должен принять решение: • о путях поиска недостающей информации; • об источниках информации; • о правильности избранного пути поиска; • о разбиении основной задачи на частные; • о выборе адекватного способа действия; • о выборе наиболее эффективной программы; • о предпосылках успешности учебной деятельности (ученик должен выяснить, что он знает и умеет и как это соотносится с новой задачей). Принимая решение, ученик должен следовать определенным правилам и руководствоваться определенными критериями. В каждом блоке психологической системы учебной деятельности используются собственные правила и критерии. Следует отметить, что выделяют критерии достижения цели и критерии предпочтительности. По мере достижения целей учебной деятельности правила решения и критерии изменяются не только для ученика, но и для учителя. Заметим, что они существенно различны и в разных педагогических концепциях: в авторитарной педагогике они ориентированы на нормативные ценности, в гуманистической — на личностные, индивидуальные. В связи с этим возникает проблема множественности истин. Одна из задач, которая стоит перед образованием, — воспитать личность с неидеологизированным мышлением, т.е. личность, конструктивно мыслящую, личность, допускающую множественность истин и считающую множественность истин естественным явлением, личность, которая уважает позиции другого, которая занимается критикой с целью выяснения истины по типу поиска истины Сократом. Именно в этом, по всей вероятности, и заключается главная задача, смена педагогической парадигмы — воспитать неидеологизированное мышление, терпимое, стремящееся к раскрытию истины. Идеологизированное мышление — это догматическое мышление. Одним из корней, из которых вырастает идеологизированное мышление, является распад традиционных ценностей. Идеологизированное мышление не стремится к познанию истины, оно стремится к упрощениям, к лозунгам, которые все объясняют, выступая в роли универсальных теорий. Множественность истин особенно ярко проявляется в гуманитарных, мировоззренческих дисциплинах. Непременное условие при их изучении — свобода личности ученика. Однако это не означает свободу от моральных и этических норм, свободу незнания, а подразумевает свободу проявления индивидуальности в оценках и суждениях, свободу, сочетающуюся с ответственностью.
|
|