|
3.4. Информационная основа учебной деятельности
Любое учебное задание решается с использованием определенной базы данных, личных знаний ученика и его опыта. В дидактических целях выделяют три вида информации: необходимой для совершения предметного действия; необходимой для освоения академических знаний; необходимой для «познания себя». Одной из главных целей учебной деятельности является приобретение новых знаний, причем новые знания приобретаются на основе имеющихся знаний. Суть проблемы заключается в том, чтобы определить условия, при которых это происходит успешно. Для проведения дальнейшего анализа проблемы выделяют две категории знаний: конкретные и абстрактно-формальные. Реализации задач этих двух категорий соответствуют и две формы мышления: предметно-практическая и абстрактно-формальная, или отвлеченная. В.Д.Шадриков определяет следующие требования, которым должна отвечать организация информации, чтобы способствовать ее развитию в академических предметах, требующих предметно-практического мышления: • целостность и структурированность; • представление знаний в форме «модели мира», помогающей предвосхитить события и быть готовым поступать в соответствии с ними; • функциональность, внутренняя организация, позволяющая использовать хранящуюся информацию по «функциональному признаку»; • открытость новой информации без нарушения структурирования и целостности; • концептуальность, отражающая жизненные планы личности, основные проблемы, которые она решает (своеобразная «оперативность»; • гибкость как обратное качество оперативности, обеспечивающая реализацию принципов неидеологизированного мышления и множественности истин; • связь с чувственным, практическим опытом ученика. При решении задач отвлеченного (абстрактно-формального) типа мышление выходит за пределы конкретных ситуаций, перестает оперировать внутри подкрепляющего контекста событий. Школьное обучение, отметил М.Дональдсон, адресуется во многом именно к отвлеченному мышлению. В этом случае к информационной основе деятельности предъявляются специфические требования: • строгая фиксация заданных условий; • абстрагирование от всего, что не связано с данной проблемой; • строгое следование начальному (ограниченному) набору посылок и условий. «Познай себя» — вот задача почти столь же фундаментальная, как и «воспитай добродетель», она требует определенной организации всего уклада школьной жизни и организации процесса образования. Задача далеко не новая. Уместно вспомнить слова Ф.М.Достоевского: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Человек может познать себя как индивидуальность, как неповторимое единство и своеобразие отдельных качеств, обращаясь к другим людям, отдельным социальным группам и человечеству в целом. Оценить себя личность может в зеркале социальных норм и ценностей, в рамках определенной социальной культуры. Познание себя невозможно без познания культуры и ее интериоризации. Но было бы ошибкой останавливаться на этом или устанавливать очередность: сначала надо познать культуру, а затем себя. Эти процессы должны проходить одновременно в сопоставлении культурных ценностей, их отражении в других людях и в себе. Для разных возрастов эти процессы качественно различны. На ранних этапах процесс самопознания должен основываться на непосредственном восприятии общих характеристик других людей, общественного поведения, в дальнейшем этот процесс все в большей мере приобретает характер опосредованных суждений, опирающихся на социальные нормы и ценности. Задача самооценки невероятно трудна, особенно в отношении оценки нравственных качеств. Об этом убедительно говорят данные «глубинной» психологии. Многие человеческие поступки кажутся ничем не мотивированными, так как обусловлены подсознательными процессами, и для того чтобы разобраться в себе, часто нужна помощь специалистов. Человек не всегда знает, чего он хочет, а если знает это, то не знает, поступит ли он так, как хочет. И тем не менее основной путь самопознания связан с активным участием человека в различных формах деятельности и общения с последующим анализом и самоанализом, раскрытием актуальных мотивов, знаний, способностей, умений. Теоретические исследования, проведенные Е.Б.Старовойтенко, позволяют выделить несколько направлений самоанализа: понимание субъектом своих мотивационно-побудительных отношений к себе и другим людям; понимание своих нравственных критериев, используемых при оценке окружающих и себя; понимание критериев своих эстетических суждений; отражение своих интеллектуальных возможностей, своих знаний и способностей; понимание своих практических отношений; осознание интеллектуальных, нравственных, эстетических, практических отношений как проявления своих добродетелей (сущностных качеств) или отсутствия таковых; осознание связи своего бытия и своих качеств с условиями развития и требованиями общества; осознание роли своей активности, своего личностного начала в развитии своих сущностных качеств; оценка границ возможностей своего Я; оценка своих качеств с точки зрения их общественной значимости; понимание своей позиции и роли в системе общественных отношений. В процессе самопознания значительная роль принадлежит педагогу, многие ситуации можно проанализировать совместно с учеником, но для этого нужно взаимное доверие и по меньшей мере заинтересованное участие учителя в судьбе своего ученика. Процесс «познания себя» должен прежде всего дать опору ученику как личности, он должен выявить его сильные стороны, такие его индивидуальные качества, которые могут стать стержнем личности, определят жизненный путь. Поиск недостающей информации пронизывает весь процесс учебной деятельности. Происходит постоянное обогащение личного опыта, оперативная привязка тезауруса личности к условиям решения учебных задач, переструктуриро- вание тезауруса, формирование «модели мира» и своего места в этой модели.
|
|