|
3.1.6. Формирование в учебной деятельности социальной активности школьников и активного отношения к своей мотивационной сфере
Социальная активность есть все виды активного отношения к себе и, главным образом, к той социальной среде, в которой находится сам человек. Это стремление преобразовать среду, стремление к сотрудничеству с окружающими, к взаимопомощи и взаимовыручке. На основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим. Формированию подобного отношения к окружающей среде можно способствовать различными способами, но основное, что их объединяет, это включение школьников в активное взаимодействие с группой и с педагогом. В учебной деятельности такое взаимодействие обеспечивается только применением активных методов обучения, особенно такого, как интерактивное обучение. Интерактивное обучение основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействия. Центральное место занимает не ученик, а группа, которая обсуждает вопросы вместе. Именно личностные компоненты учебных взаимодействий в ходе совместной учебной деятельности, а не сами по себе усвоенные знания оказывают прямое влияние на внутренний мир ребенка и являются главными носителями воспитывающей функции учебной ситуации. К интерактивным методам относят: 1. Эвристическую беседу, в которой мысленный поиск превращается в коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, учащиеся активизируют мышление друг друга, «ищут истину во взаимодействии и взаимопомощи»; 2. Дискуссию, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же, во время разговора; 3. Социально-психологический тренинг, который есть активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Благодаря применению перечисленных методов, обеспечивающих активное участие ребенка в жизни и деятельности социальной группы, у него могут появиться предпосылки для возникновения мотивов, обеспечивающих стремление к участию в общественной жизни и деятельности. Степень активности учащихся в формировании своей личности (а, следовательно, своей мотивационной сферы), зависит от характера и уровня самосознания. Ребенок адекватно и полно оценивать и осознавать, чем он является, и что он собой представляет. На приведенной ниже схеме (смотри: Рисунок 1) представлено, каким образом в процессе вхождения ребенка в группу, включения его в групповую деятельность посредством перечисленных выше методов, происходит формирование его активного отношения к своей мотивационной сфере. Здесь адаптация, интеграция и индивидуализация понимаются в том смысле, как их понимал А.В.Петровский.
|
|