|
3.2. Цель учебной деятельности
Уникальная особенность учебной деятельности, особенно на раннем этапе, заключается в распределенности мотива-цели между ребенком и взрослым: мотив ребенка, а цель взрослого. Этот тезис вследствие своей фундаментальности требует дальнейшего развития. В начале учебной деятельности ее цель ясна только учителю. При этом в цели учебной деятельности В.Д.Шадриков выделяет два аспекта: по отношению к задачам образования и по отношению к конкретной учебной задаче. Анализируя природу и сущность человека, Аристотель указывал, что природа человека является незавершенной. От природы в человеке заложены только потенции, и высший смысл жизни заключается в реализации этих возможностей, в завершении своей природы. Сходные мысли высказывал Спиноза, когда писал, что «сохранять свое бытие — значит становиться тем, что заложено в потенции». Любой педагог, стоящий на гуманистических позициях, должен прежде всего иметь эту цель перед всем процессом образования и перед каждой его частью. На определенных этапах обучения эта цель может передаваться от учителя к ученику, на основе развития процессов самопознания.
Рисунок 1. Индивидуализация личности в процессе интеграции внешней и внутренней направленности (по А.В.Петровскому).
Несомненно, что цель реализации потенций человека должна доминировать и на каждом уроке, именно через призму данной цели должен строиться индивидуализированный учебный процесс. Обратимся теперь ко второму аспекту: постановке цели по отношению к конкретному уроку, конкретному заданию. При этом отмечается [23], что цель может выступать в двух формах: • цели-образа, непосредственно направляющего и регулирующего учебную деятельность на всем ее протяжении; • цели-задания, регулирующего деятельность через конечный результат, который выступает в форме знания. В первом случае формирование цели сводится к разработке педагогически грамотного визуального ряда, представляющего процесс деятельности и результат. При этом в качестве механизма реализации деятельности будет выступать подражание с последующим осознанием отдельных компонентов деятельности и приданием деятельности индивидуального выражения. Значительные вариации при этом могут допускаться в пространстве: скорость выполнения задания — качество выполнения. Наибольшие дидактические трудности появляются, когда цель можно задать только в форме задания. Задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы оно могло выполнять функцию цели, а именно: определять характер и способ деятельности. Данная проблема тождественна по сложности пониманию творческого акта. Каждое задание представляет собой задачу для ученика, но это субъективная проблема. Объективной она не является, так как ее решение знает учитель. Но можно попытаться подойти к ее решению с общих позиций. Для того чтобы грамотно сформулировать задание, необходимо опираться на законы мыслительной деятельности детей. Анализ литературы по проблемам понимания и умственной деятельности позволяет высказать следующие требования к постановке цели-задания: • выяснить, понимает ли ученик слова, из которых состоит задание, т.е. знает ли он эти слова и их значение; • выяснить, понимает ли ученик слова в контексте задания, установить, понимает ли он их в том же смысле, что и учитель; • установив факт понимания слов задания, выяснить, понимает ли ученик само задание, не искажает ли его прошлый опыт ученика, социальные ожидания, контекст, в котором давалось задание; • установить, соответствует ли цель-задание общей модели мира, созданной учеником; • в случае необходимости использовать при формировании задания аналогии, примеры из прошлого опыта; • более точной формой является именно цель-задание, а не цель-задача, так как задача присутствует и при задании цели в форме образа; • обратить внимание ученика на необходимость соблюдения условий, при которых задание выполнимо; • обратить внимание ученика на противоречия нового задания и имеющихся данных; • выяснить вместе с учеником, какая дополнительная информация требуется для понимания задания; • установить соответствие задания уровню возможностей ученика. Постановка цели-задания учебной деятельности влечет за собой значительные последствия. В соответствии с требованиями дидактики, педагогического стандарта цель урока учителем формулируется всегда. Но в большинстве случаев это цель для учителя, а не для ученика. Такая ситуация характерна для педагогики субъект-объектных отношений, в которой ученик является объектом обучения и воспитания. В настоящее время педагогика субъект-субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, главное препятствие на пути ее распространения заключается в неразработанности проблемы постановки задания в форме, при которой ученик становится субъектом учебной деятельности.
|
|