Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.1.5. Психологические принципы формирования мотивации учения школьников

  1. При формировании мотивации учителю следует ориентироваться на перспективы, резервы, задачи развития мотивации учения в данном возрасте. Для этого надо исходить из возрастного своеобразия деятельности и мотивации как важной личностной характеристики в данном возрасте, в возрасте, предшествующем данному, в возрасте, следующем за данным. Поэтому формирование мотивации должно опираться на ее реальный уровень, сложившийся в предыдущем возрасте, предполагает определение ближайших перспектив ее развития (в данном возрасте) и далеких перспектив ее развития (в последующем возрасте).
  2. Для мобилизации резервов мотивации в каждом возрасте необходимо организовать включение ребенка в активные виды деятельности (учебную, общественно полезную, общественно- политическую и другие) и виды общественных взаимодействий его с другим человеком (учителем, сверстниками).
  3. В ходе осуществления этих видов деятельности и социальных контактов у школьника возникают новые качества психического развития - психические новообразования. Эти новообразования состоят, по данным психологических исследований, в проявлении у ребенка нового, действенного отношения, новой позиции:
  • к изучаемому объекту(например, математическому, лингвистическому);
  • к другому человеку;
  • к себе и своей деятельности.
  Новые типы отношений, возникающие в учебной деятельности:
  • познавательная активность (все виды активного отношения к учению как к познанию)
  • наличие смысла, значимости для ребенка учения как познания;
  • все виды познавательных мотивов( стремление к новым знаниям, к способам их приобретения, стремление к самообразованию;
  • цели, реализующие эти познавательные мотивы;
  • обслуживающие их эмоции. (на основе этого школьник формируется как субъект учебной деятельности).
  • социальная активность (все виды активного отношения к учению как к общению, к взаимодействию, к сотрудничеству);
  • наличие смысла, значимости для ребенка учения как взаимодействия с другим человеком;
  • все виды социальных мотивов;
  • цели, обслуживающие эти социальные мотивы;
  • эмоции, сопровождающие социальные мотивы учения. (на основе этого школьник формируется как субъект взаимодействия, общения с другим че ловеком.
  Показателями наличия новообразований в мотивационной сфере является не общее возрастание положительного отношения к учению, а качественное изменение ее отдельных сторон, усложнение их отношений и, следовательно, строения мотивационной сферы, более произвольная, т. е. Регулируемая волей, ее организация.
  Принципиальные пути формирования мотивации:
  Первый путь - его называют иногда путем «сверху вниз» - состоит в привитии школьникам идеалов, образцов того, какими должны быть мотивы учения. На это направлена вся система нравственного воспитания в обществе, в школе. Здесь школьник усваивает «знаемые» мотивы как те эталоны, по которым он сверяет свое поведение, производит отождествление своих мотивов с мотивами, предлагаемыми обществом. Недостаточность этого пути состоит в том, что есть опасность чисто формального усвоения требуемых побуждений.
  Второй путь - «снизу вверх» - состоит в том, что ребенок включается взрослым в реальные различные виды деятельности и так приобретает практический опыт нравственного поведения. Здесь у школьника складываются реально действующие мотивы. Недостаточность этого пути состоит в том, что воспитатель не всегда уверен, что сложатся именно те побуждения, которые необходимы.
  Обучение в школе включает оба эти вида воздействия на мотивацию учения, причем воспитание мотивации через виды деятельности предполагает использование не только учебной, но и общественно полезной, общественно- политической и других видов деятельности.
  Учителю надо учитывать, что воспитание мотивации - это длительный процесс, связанный со становлением личности школьников в целом. Проходит порой много месяцев кропотливого труда, пока удается зафиксировать зримое и устойчивое изменение в мотивационных установках школьника. Психологи показали, что познавательные мотивы у школьников перестраиваются легче и быстрее, чем социальные.
  В учении школьник осуществляет и предметные преобразования, и взаимодействия с другим человеком, изменяет свою деятельность и самого себя. Соответственно здесь складываются новые виды познавательной и социальной активности, действенное отношение к своей мотивационной сфере.
  Для реализации данных психолого-педагогических принципов формирования мотивации учения у школьников, в практике образования разработан ряд методов и приемов взаимодействия педагога и учащихся, способствующих созданию условий для формирования и развития мотивационных процессов (смотри: Приложение 2, 3, 4).


 
© www.txtb.ru