|
3.1.4. Психологические характеристики отдельных сторон мотивационной сферы
Мотивация не только предшествует поведению, но и участвует во всех его звеньях, сопровождает, регулирует деятельность. Потребность - направленность активности; психическое состояние, создающее предпосылку деятельности. Не определяет характер деятельности, т.к. может удовлетворяться разными способами. Важно качество потребности, т.е. ее направленность на содержание информации, а не на оценку. Мотив - направленность активности на предмет, внутреннее психическое состояние человека, прямо связанное с объективными характеристиками предмета, на который направлена активность. В обучении мотив - это направленность на отдельные стороны учебного процесса, на овладение новыми способами действий. Связан с личностной значимостью, со смыслом деятельности. Цель - направленность активности на промежуточный результат, представляющий этап достижения предмета потребности. Для реализации учебного мотива нужно поставить и выполнить много промежуточных целей. Наличие умений постановки целей - показатель зрелости мотивационной сферы школьника. Умения, которым желательно обучать школьника: • принятие и понимание цели, поставленной учителем; • самостоятельная постановка цели-умение мысленно представить себе цель до начала действия, осознание ее, формулирование; • выбор одной цели из нескольких других и обоснование этого выбора; • определение достижимости цели, соотнесение ее со своими возможностями; • активная проверка, уточнение своей цели; • определение иерархии целей; • определение ресурсов ( времени и сил ) для достижения каждой цели; • умение изменять цели в зависимости от обстановки; • конкретизация цели, определение ее зависимости от условий; • реализация поставленных целей, выбор средств и способов ее достижения; • постановка нестандартных, оригинальных целей ( в видах учения, близких к творчеству). Все вместе эти умения составляют способность целеполагания школьников в учебной деятельности. Интерес к учению тесно связан с уровнем сформированности учебной деятельности. Это выражение и проявление состояния других сторон мотивационной сферы (мотивов, целей). Основные черты: эмоциональная окрашенность, способность формировать цели самостоятельно. В целом, можно сделать вывод о том, что мотивационная сфера учения определяется: • характером самой учебной деятельности школьников, сформированностью ее компонентов (учебной задачи, учебных действий, действий самоконтроля и сомооценки ); • смыслом учения для каждого школьника; • характером мотивов учения; • зрелостью целей; • особенностями эмоций, сопровождающих процесс учения. Соотношение всех сторон мотивационной сферы обнаруживается в виде интересов школьника.
|
|