|
3.2.4. Периодизация психического развития индивидуальности.
Отношение к труду
Формирование положительного отношения к труду, усвоение определенных трудовых навыков и выбор профессии - неотделимые компоненты становления личности. Но процессы эти не тождественны и не одновременны. В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьируется в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития. Первый этап - детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и “проигрывает” отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй этап - подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, охватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста,- предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка, затем с точки зрения его способностей и, наконец, с точки зрения его системы ценностей. Интересы, способности и ценности проявляются, хотя неявно, на любой стадии выбора. Практическое применение решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; выбор специальности. Последовательность этих двух выборов может быть разной. Уровень социальных притязаний школьника и выбор той или иной конкретной специальности в немалой степени зависят от объективных условий (социальное положение, материальное благосостояние семьи и особенно уровень образования родителей) [25]. Задание Перечислите, раскройте и охарактеризуйте основные этапы и компоненты профессионального самоопределения.
|
|