|
3.2.3. Мотивация развития индивидуальности. Подходы к изучению мотивации и индивидуальности
Принцип стремления к равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности роднит между собой различные и даже противостоящие друг другу направления, к которым относятся ортодоксальный и современный психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология. Общими чертами в понимании движущих сил развития личности являются следующие: постулирование существования некоего единого “первоисточника” развития личности, неизменного и запрятанного в глубинах индивида, неважно, либидо ли это в теории З. Фрейда или же самоактуализация в концепции А. Маслоу; преобладание формального, чисто динамического описания движущих сил развития личности над содержательным их анализом и отсутствие адекватного подхода к изучению их общественно-исторической обусловленности; постулирование положения о подчиненности активности субъекта некоторой конечной заранее предустановленной цели, а тем самым и понимание человека как преимущественно адаптивного существа [6, с.323-327]. Методологические представления о “самостоятельной силе реакции” привели к выделению принципа саморазвития личности как исходного при изучении мотивации развития личности и определили общую стратегию поиска конкретных психологических феноменов и механизмов движущих сил развития личности. Для этой стратегии характерны, во-первых, выделение положения о роли борьбы противоположностей, противоречий и гармонии этих противоположностей как движущей силы развития личности (Л.И. Анцыферова, Б.В. Зейгарник); во-вторых, положение о существовании источника саморазвития деятельности - в самом процессе движения деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Разрабатываемые в русле различных направлений отечественной психологии положения о тенденциях к общению, восприятию, поисковой активности как источниках мотивации, возникающих в самом процессе взаимодействия субъекта с миром, а также предварительные гипотезы о механизмах процесса развития деятельности личности, - закладывают основания анализа мотивации развития личности.
Контрольный вопрос
Что выступает общими чертами в понимании движущих сил развития личности в соответствии с основными направлениями исследований личности.
|
|