|
3.2.2. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности и их динамика
Вера, совесть, честь, бессовестность и т.п. - все это мотивационные смысловые установки индивидуальности, которые формируются в деятельности, в делах и поступках человека и изменяются вместе с переменами в его судьбе. А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным выделяется понятие личностного смысла - отражения в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Социально-типические проявления личности - это системные социальные качества первого порядка, в то время как ее личностно-смысловые проявления - системно-специфические интегральные социальные качества второго порядка. Личностно-смысловые качества не противостоят социально-типическим системам качествам личности, а представляют собой специфическую, преобразованную в процессе деятельности форму их существования в индивидуальной жизни личности. Выделяются следующие составляющие мотивационно-смысловых отношений субъекта к миру, другим людям и самому себе: социальная позиция субъекта как члена той или иной социальной общности; побуждающие субъекта деятельности мотивы, задаваемые этой позицией; реализуемые деятельностью объективные отношения субъекта к объектам и явлениям; приобретенный в свете тех или иных мотивов личностный смысл; личностный смысл как отражение в индивидуальном сознании отношения субъекта к этим объектам и явлениям; выражающие личностный смысл в поведении смысловые установки; регулируемые смысловыми установками поступки и деяния личности. Мотивационно-смысловые отношения индивидуальности личности обладают рядом особенностей. Центральной из этих особенностей выступает производность мотивационно-смысловых отношений от места человека, его социальной позиции в обществе и набора возможных мотивов деятельности, задаваемых этой социальной позицией. Детерминированность мотивационно-смысловых отношений социальной позицией и обусловленность этой позицией отношений деятельности субъекта определяют другие особенности их психологической природы: опосредованность изменения мотивационно-смысловых отношений изменением лежащей в ее основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования мотивационно-смысловых отношений индивидуальности); недостаточность осознания личностного смысла для егоизменения; невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях. Перемена социальной позиции человека в обществе влечет за собой переосмысление его отношений к действительности. В ряде случаев резкая перемена социальной позиции человека может привести к глубоким перестройкам всей совокупности личностных смыслов. Представление о переживании используется в трех значениях: 1) любое эмоционально окрашенное явление действительности, непосредственно представленное в сознании субъекта и выступающее для него как событие его собственной индивидуальной жизни; 2) стремления и желания, непосредственно представляющие в индивидуальном сознании процесс осуществляемого субъектом выбора мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующие осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям; 3) деятельность, возникающая в ситуации невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушения идеалов и ценностей и проявляющаяся в процессе преобразования психологического мира человека, направленном на переосмысление его существования, переживаний. В первом широком значении термина “переживание” акцентируются такие особенности переживания, как непосредственная данность и принадлежность содержания сознания субъекту (С.Л. Рубинштейн). Во втором значении раскрывается функция таких особых форм переживания, как стремления и желания в регуляции деятельности личности. Переживания выступают как внутренние сигналы, посредством которых осознаются личностные смыслы происходящих событий, в сознании осуществляется выбор возможных мотивов и регуляции динамики поведения личности (А.Н. Леонтьев). Третье значение термина “переживание” фиксирует его как ту особую деятельность, возникающую в критической жизненной ситуации, с помощью которой человеку удается перенести, как правило, тяжелые события. Противоречие, а иногда и конфликт между находящимися в определенной иерархической связи мотивами личности выступает как механизм особого внутреннего движения в индивидуальном сознании. Становление этого движения и выражает собой становление связной системы личностных смыслов - становление личности. Неосознаваемые мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемые тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в сфере которого различные поступки и события приобретают личностный смысл. Осознание личностью причинной связи нейтрализованных влечений с приведшими к их возникновению в прошлом травматическими событиями не приводит к исчезновению обусловленных этими влечениями переживаний(например, страхов), так как узнаваемое субъектом воспринимается им как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. К этим феноменам относятся эмпатия, первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с объектом, например, младенца с матерью), трансфер (перенос; чаще возникающий в психоаналитическом сеансе), проекция (неосознанное наделение другого человека присущими данной личности желаемыми или нежелаемыми свойствами). Во всех этих проявлениях бессознательного побуждающий субъекта мир и сам субъект представляют одно неразрывное целое. Происходит внутренняя работа личности по соотнесению проявлений мотива в нескольких пересекающихся друг с другом плоскостях: в отношении мотива к преодолеваемым личностью ради его достижения внешним и внутренним преградам (побудительная сила мотива); по сопоставлению мотива с другими выступающими в сознании субъекта возможными мотивами той же деятельности; по оцениванию мотива в его отношении к принятым личностью нормам и идеалам; по соотнесению мотива с реальными, с точки зрения личности, ее возможностями, т.е. с воспринимаемым образом Я (реалистичность мотива) (В.В. Столин). Личностный смысл - это составляющая динамической смысловой системы, отражающая в индивидуальном сознании личности содержание ее отношения к действительности. На возникновении личностного смысла как бы заканчивается движение от деятельности к индивидуальному сознанию личности. Смысловая установка личности представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Личностный смысл есть содержание установки. Смысловая установка, включая эскиз будущей деятельности, может фиксироваться, существовать в латентной потенциальной форме во времени и актуализироваться, обусловливая наиболее устойчивые способы поведения в соответствующей ей ситуации. Смысловая установка определяет устойчивость и направленность деятельности личности, ее поступки и деяния [7; 20, с.387]. Превращение личностного смысла в систему опредмеченных в мире значений - последняя инстанция на пути движения от индивидуального сознания личности к продуктам ее деятельности. Ею и завершается процесс функционального развития таких единиц анализа структуры личности, как динамические смысловые системы [6, с.312-323].
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте характеристику понятия личностного смысла. 2. Перечислите и поясните ведущие составляющие мотивационносмысловых отношений. 3. Поясните, какие особенности психологической природы мотивационно-смысловых отношений определяются их детерминированностью. 4. Что влечет за собой перемена социальной позиции для индивида? 5. Дайте характеристику термина «переживание». В каких значениях используется представление о переживании? 6. Перечислите и охарактеризуйте феномены, возникающие как следствие осознания личностью причинной связи нейтрализованных влечений с приведшими к их возникновению в прошлом травматическими событиями. 7. Дайте характеристику понятия «смысловая установка личности».
|
|