Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



3.2.1. Общая характеристика индивидуальности. Продуктивные и инструментальные проявления индивидуальности

  Жизненный путь личности - это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн. Б.Г. Ананьев) [38, с.38-76; 47, с.107; 45].
  Чем более зрелой становится личность, чем разветвленнее становится система ее связей, реализуемых деятельностью в обществе; чем чаще сталкивается она с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами, тем менее действенной становится привычная для психолога формула о личности как продукте прошлого опыта. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек сбрасывает с себя груз своей биографии [28, с.291].
  Изучая личность как субъект деятельности, исследуют то, как личность преобразует, творит предметную действительность, в том числе и самое себя, вступая в активное отношение к своим опыту, потенциальным мотивам, характеру, способностям и к продуктам жизнедеятельности.
  При анализе личности как субъекта деятельности исследователи сталкиваются с такими проблемами психологии, как проблемы боли, характера, способностей и одаренностей или, иными словами, проблемы анализа индивидуальности личности.
  При изучении проявлений личности как субъекта деятельности могут быть выделены два плана анализа этих проявлений: продуктивный и инструментальный.
  Под продуктивными проявлениями личности подразумеваются те процессы активности личности, в которых личности приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать, а иногда и создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.
  К инструментальным проявлениям личности как субъекта деятельности относятся характер и способности.
  Способности. Советские психологи А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов определяют способности как меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым в конечном итоге и степень продуктивности проявления личности как субъекта деятельности.
  Индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые: присваиваются в ходе жизни в обществе; обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека. При анализе развития индивидуальности личности различают функциональную динамику ее развития, наиболее явно проявляющуюся в проблемно-конфликтных ситуациях (например, стресс, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее психологического возраста в ходе жизненного пути [6, с.307-311].

Контрольные вопросы и задание

  1. Что подлежит исследованию при изучении личности как субъекта деятельности?
  2. Что принято относить к продуктивным и инструментальным проявлениям личности?
  3. Дайте характеристику индивидуальности.


 
© www.txtb.ru