Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



4.1. Развитие возрастно-половых свойств и периодизация развития индивида

  Индивидуальное развитие личности, ее онтогенез происходит одновременно в трех системах отсчета, осями которых являются социальное, биологическое и психологическое время жизни личности. Первая календарная периодизация жизни по “четырем временам года” сегодня звучит чисто метафорически: “весна”- период становления - до 20 лет; “лето” - молодость - 20-40 лет; “осень” - расцвет сил - 40-60 лет; “зима” - старость и угасание - 60-80 лет (Пифагор).
  Объективно “календарный” и “биологический” возраст зависит от социально-исторического образа жизни, в частности от его экономического цикла, имеющего свои диапазоны: “время не работать”, “время работать”, “время работать с наибольшей отдачей”, “время спада работоспособности”.
  В связи с тем, что любой возраст, в том числе и “биологический”, связан с социально-историческим образом жизни, закономерности этого возраста жизни будут более объемно представлены в системе отсчета социально- исторического образа жизни. Поэтому и “биологический возраст”, и “пол” выступают не как факторы, определяющие развитие личности, а как индивидные “безличные” предпосылки, каждая из которых имеет свои закономерности, свою историю в индивидуальном развитии личности [6, с.234-236].
  Анализ сензитивных и критических периодов возрастной чувствительности, гетерохронности развития индивида как предпосылок формирования психологического возраста личности и построения периодизации ее жизненного пути предполагает выделение тех закономерностей развития биологического возраста, которые раскрыты в возрастной психологии, геронтологии и демографии (И.А. Аршавский, В.В. Фролькис, Б.Ц. Урланис, В.П. Войтенко).
  Системный анализ феноменов возрастного развития человека дан в исследованиях Т.В. Карсаевской и И.С. Кона.
  Одинаковые по календарному возрасту люди могут существенно различаться по выраженности признаков созревания и старения.
  1. Прогрессивный рост:
  - беспомощности- 1-3 месяца;
  - младенческий (первый) - первое удвоение массы тела - 4-6 месяцев;
  - младенческий (второй) -7-9 месяцев;
  - младенческий (третий) -10-12 месяцев;
  - первое детство (начальный) - 1-3 года;
  - второе удвоение массы тела - 4-7 лет;
  - второе детство, третье удвоение массы тела-8-9 лет, конечный -10-12 лет;
  - подростковый, четвертое удвоение массы тела - 13-17 лет;
  - юношеский- 18-19 лет;
  - взрослый (первый начальный) -20-27 лет.
  2. Стабильный рост:
  - взрослый (первый, окончание) -24-28 лет;
  - взрослый (второй) -29-35 лет;
  - зрелый (первый) -36-45 лет;
  - зрелый (второй) -46-53 года;
  3. Регрессивный рост:
  - предстарческий (первый) - 54-63 года;
  - предстарческий (второй) - 64-70 лет;
  - старческий (первый) - 71-77 лет;
  - старческий (второй) -78-83 года;
  - позднестарческий - старше 84 лет [26, с.215-236].
  “Биологический возраст” жизни человека выступает как предпосылка разработки возрастных периодизаций личности. Биологический возраст оказывается результатом жизненного пути личности в условиях конкретного социально - исторического образа жизни общества.

Контрольные вопросы

  1. Перечислите «четыре времени года» календарной периодизации жизни человека.
  2. Перечислите основные фазы развития индивида.


 
© www.txtb.ru