|
1.2.4. Подходы средневековых мыслителей (V - XV-XVI вв.)
Средневековье - время господства схоластики (от греч. "схоластикос" - школьный, ученый). Этот тип философствования ("школьная философия"), господствовавший с XI по XVI век, сводился к рациональному, использующему логические приемы, обоснованию христианского вероучения. В схоластике имелись различные течения; общей же была установка на комментирование текстов. Позитивное изучение предмета и обсуждение реальных проблем подменялись словесными ухищрениями. Фома Аквинский (1225-1274) работу души представил в виде следующей схемы: сначала она совершает акт познания - ей является образ объекта (ощущение или понятие); затем осознает, что ею произведен этот акт; наконец, проделав обе операции, душа «возвращается» к себе, познавая уже не образ и не акт, а самое себя как уникальную сущность. Перед нами - замкнутое сознание, из которого нет выхода ни к организму, ни к внешнему миру. Уильям Оккам (ок. 1285-1349) отстаивал учение о «двойственной истине», из которого явствовало, что религиозные догматы не могут быть основаны на разуме. Он предложил ориентироваться на термины, обозначающие либо классы предметов, либо классы имен, знаков. К знакам как главным регуляторам душевной активности неоднократно обращались многие мыслители последующих веков. Так, в науках, в том числе в психологии, утвердилось правило (известное под названием «бритвы Оккама»), согласно которому «не следует умножать сущности без надобности».
|
|