|
5.9.5. Психологические теории индивидуальной мотивации
Самым примитивным методом воздействия на людей с целью получения желаемого результата является метод «кнута и пряника». Его можно с большим приближением рассматривать как метод мотивации, основанный на первичных потребностях, и соотнести с теориями бихевиоризма («стимул- реакция»). Известен с рабовладельческиж времен. В настоящее время трансформировался в систему простейших экономических и административных стимулов и санкций. Факторы этого метода: • пропорциональные доплаты и удержания; • работа на условиях администрации; • коллективный подряд и т.д. Метод имеет свою экологическую нишу и в современных условиях: • при низкой содержательности работ; • при авторитарном стиле руководства; • если работник не может (по каким-либо причинам) найти себе другое место работы; • на должностях младшего обслуживающего персонала, чей доход в основном и напрямую зависит от объема выполненной работы; • в критических для фирмы ситуациях. По мере социального развития как общества в целом, так и индивида в нем у работника на первый план все больше выходят вторичные потребности. Соответственно, появились психологические методы воздействия на работников и психологические теории мотивации. Они подразделяются на две группы: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации имеют целью установить потребности работников и определить в их структуре оптимальное соотношение внутренних и внешних вознаграждений. Процессуальные теории мотивации имеют целью установить вероятность наступления ожидаемого результата при мотивирующей роли данной потребности и различной возможной степени ее удовлетворения. Процессуальные модели основываются на теории бихевиоризма и, в частности, на том, что действие стимулов (положительных или отрицательных) определяется несколькими факторами: • поощрение и наказание являются подсознательными феноменами; • их действие зависит более от скорости следования поощрения (наказания) за действием, чем от логических или причинных связей; • положительный стимул оказывает более длительное (в пределе - постоянное) воздействие. Теории мотивации в отдельных видах деятельности (профессиональной, учебной и т.д. более подробно рассматриваются в последующих разделах курса.
|
|