|
5.9.3. Теория иерархии потребностей А. Маслоу
Одна из самых известных теорий мотивации - это теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу (рис. 14). Ее содержание может быть коротко сформулировано в двух положениях. Во-первых, любой человек стремится к своему расцвету, действуя в наибольшем соответствии со своими возможностями и притязаниями. Во-вторых, высшие потребности не могут удовлетвориться, пока не удовлетворены более примитивные потребности. Низшие потребности (нужды) являются следствием дискомфорта, и их цель - уменьшение возникающего напряжения. В то же время высшие потребности (потребности роста) связаны с побуждением обогащать жизнь, расширять жизненный опыт, так как это увеличивает удовольствие человека от его собственного существования. Теория Маслоу является общегуманитарной; в частных случаях организации человеческого поведения она может не оправдываться. Рассмотрим подробнее некоторые виды потребностей, образующих структуру мотиваций.
Голод и жажда. Чувство голода вызывается как внутренними раздражителями (сокращения желудка), так и внешними раздражителями (вид или запах пищи). Чаще всего мы едим в определенные часы, согласно нашим биоритмам.
Рис. 14. Схема иерархии потребностей по А. Маслоу
Тем не менее, функциями приема пищи у человека является не только утоление голода, но и повышение уровня активации (у скучающего человека), а также понижение психического напряжения (отсюда известное выражение «заесть неприятности»). Последние исследования показывают, что идеальный вес тела для каждого человека определен генетически и поддерживается балансом двух центров гипоталамуса - центра голода и центра насыщения. Все сказанное можно отнести и к жажде. Стремление избежать боли. Боль, выполняя функцию сигнала, сообщает о повреждении или угрозе повреждения организма. Этот сигнал тревоги способен оттеснить на второй план все другие сигналы, поступающие в мозг от различных рецепторов. Интересно отметить, что реакция на боль появляется в процессе эволюции очень поздно - она свойственна в основном млекопитающим. Механизм реакции на боль у человека следующий: только после того, как боль воспринята на уровне коры головного мозга, для усиления активации организма вступают в действие подкорковые структуры , которые создают мотивационное состояние, приводящее к реакции организма. Сам организм способен изменять уровень ощущения боли - усиливать, ослаблять или даже полностью блокировать. На прохождение сигналов от рецепторов в кору влияют химические вещества - нейромедиаторы в синапсах. В частности, есть гипотеза, что в последние мгновения перед смертью организм выбрасывает большое количество эндорфинов, и в результате только 6% людей умирают в страданиях. Тем не менее, механизм, регулирующий секрецию этих веществ, пока остается неизвестным. В возникновении болевых сигналов внутреннего происхождения за счет растяжения или повреждения тканей большую роль играет нейромедиатор, синтез которого блокируется аспирином. На уровне коры болевой сигнал блокируется или, по крайней мере, ослабляется при сильном сосредоточении на каком-то деле (спортсмен в азартной игре не чувствует ударов), сильном стрессе (солдат в атаке может не ощутить потерю конечности), внушении, а также соответствующем культурном окружении (реакция на первое посещение зубного врача различна у разных детей в зависимости от отношения к этому родителей). Сексуальность. У низших животных размножение составляет главное дело жизни. Некоторые из них живут только до тех пор, пока не произведут потомства, и умирают сразу после этого. У таких видов продолжение рода жестко регулируется внутренними механизмами - нервными и гормональными, и для спаривания не требуется никакой предшествующий опыт. У высших млекопитающих, особенно у приматов, опыт все больше берет верх над генетически детерминированным поведением. По данным Дж. Харлоу, если молодые шимпанзе с рождения находятся в частичной изоляции и полностью лишены физического контакта с другими детенышами, то они в зрелом возрасте неспособны к спариванию; если же изоляция полная, то они проявляют прямо враждебное поведение к противоположному полу. Вид Homo sapiens в этом смысле обладает целым рядом особенностей, которых нет ни у какого другого вида и которые еще раз заставляют вспомнить гипотезу о мутационном, а не эволюционном его происхождении. Гомосексуальность также свойственна в основном представителям человеческого рода. У животных аналогичные проявления являются всего лишь играми без сексуального возбуждения. Гомосексуальность имеет место во всех обществах, независимо от культуры или эпохи. Теории гомосексуализма противоречивы: гормонального механизма такой предрасположенности не выявлено, хотя сексуальная направленность, очевидно, определяется еще в детстве, задолго до начала собственно сексуальных отношений. Обобщая результаты различных исследований по гомосексуальности, можно сказать, что даже при наличии определенной предрасположенности у ребенка та сексуальная направленность, которая у него разовьется, в значительной роли определяется событиями детства, а также влиянием культурной среды, в которой он находится, в частности, модой на гомосексуализм в определенных слоях общества. В наше время гомосексуальность, по крайней мере теоретически, воспринимается как стиль жизни определенной части общества, и не вызывает юридических протестов. Развитие навыков сексуального поведения у подростка или молодого человека определяется такими факторами, как жизненный опыт, модель сексуального поведения, принятая в семье, а также общекультурными традициями. В развитых странах сексуальные отношения продолжают частично мотивироваться необходимостью продолжения рода; однако они все чаще рассматриваются как источник удовольствия и как способ выражения любви и нежности к партнеру. Материнское поведение. У низших животных материнским поведением полностью управляют врожденные механизмы, которые запускаются гормональными факторами, а также стимулами, исходящими от детенышей. Однако по мере подъема по эволюционной лестнице все большую роль начинает играть предшествующий опыт. Молодые обезьяны-самки, содержавшиеся в период детства в изоляции, неспособны во взрослом состоянии нормально обращаться со своими первенцами, но с последующими детьми все налаживается. У людей же культура окончательно взяла верх над инстинктом материнства. По данным 1970 г., при опросе 54 матерей около половины из них утверждали, что испытывали положительные эмоции во время первого контакта с новорожденными, но лишь четверть определяла свои чувства как любовь; треть матерей утверждала, что не испытывала никаких чувств. Многочисленные случаи насилия матерей над собственными детьми подтверждают эту печальную статистику. Привязанность. Потребность контакта существует с момента рождения у всех высших животных и проявляется в выражении глаз, движениях тела и, особенно, в улыбке. У обезьян этот контакт должен сопровождаться физической поддержкой, причем ее может оказать теплая и мягкая ткань (эксперимент «плюшевая мама», Джоан Харлоу, 1959). Такой контакт - минимальное условие для того, чтобы детеныш начал исследовать свое физическое и социальное окружение. То же самое, в еще большей степени, характерно и для людей. Так, показано, что первенцы - объекты большего внимания и заботы со стороны родителей, чем последующие дети - обладают более развитой потребностью принадлежать к какой-либо социальной группе, чем их младшие братья и сестры. Эта потребность особенно сильна у людей, которым нужно вместе и одинаковым образом пройти через какое-то сложное испытание. Что касается чувства любви, то здесь речь идет об особом виде привязанности, при котором сексуальная потребность (любовь-страсть) тесно связана с потребностью заботиться о другом, помогать ему чувствовать себя в безопасности (любовь-нежность). Исследовательское поведение. Потребность в исследовании окружающего мира - это врожденное свойство, лежащее в основе многих форм поведения. Она жизненно необходима животным, помогая отыскивать те участки территории, где можно найти пищу и еду, безопасность или брачного партнера. У человека эта потребность в исследовании очень быстро перерастает в когнитивные потребности в информации и знаниях. Она удовлетворяется при контактах с другими людьми, а потом и с другими источниками сведений. Ребенок начинает с конкретных фактов, а потом, по мере своего развития, все больше переходит в область абстрактных идей и принципов. Условия развития этой потребности - это богатая стимулами среда, соответствующее социальное окружение. Самоуважение - это потребность занять достойное место среди других людей. Оно может стать одним из самых мощных стимулов, определяющих наши поступки. Эта потребность зависит от того, как развивалось у ребенка чувство самостоятельности. Если родители поощряли самостоятельность, то ребенок вырастает уверенным в себе. Если же родители , слишком сильно ругали или опекали ребенка, то он, став взрослым, неспособен взяться за дело, успех которого не гарантирован, и сильно зависит от мнения окружающих. Потребность в самоуважении может реализовываться по-разному, в зависимости от развития в данном человеке высших качеств - справедливости, солидарности, уважения к другим и т.д., и может носить как позитивный, так и негативный характер. Например, стремление к общественному одобрению может реализоваться в уголовной группировке; желание быть независимым и свободным может перерасти в конфликты между родителями и детьми; то же относится к стремлению к профессиональной компетентности, стремлению к власти или престижному положению и т. д. Самореализация. Потребность в самореализации, по существу, перекликается с «поиском смысла жизни». Этот вопрос активно разрабатывается психологами гуманистического направления (Виктор Франкл, Абрхам Маслоу, Карл Роджерс и др.), которые выделили черты самоактуализирующегося человека. Вместо того, чтобы систематически подчиняться мнению большинства, такой человек начинает все больше прислушиваться к собственным чувствам. Он вновь обретает дар восхищаться миром, которым обладал в детстве. У него возникает все более сильное желание отказаться от рутины, испробовать что-то новое, добиться каких-то новых целей, даже если для этого нужно усердно работать (при условии, что эту работу он выбрал сам). Он старается оценить факты объективно; он готов к тому, чтобы стать непопулярным, если его взгляды не совпадают с мнением большинства; он принимает на себя все большую ответственность, и при этом не разыгрывает комедию, чтобы «спасти лицо». Таким образом, он становится творческой личностью, интенсивно живущей тем, что преподносит жизнь, способной заботиться о других людях и о человечестве в целом. Это и есть стадия самореализации. В. Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основных двигателем поведения и развития личности. Смысл жизни доступен любому человеку, однако нахождение смысла - это вопрос призвания. Не человек ставит вопрос о смысле жизни, а жизнь ставит перед ним этот вопрос, и человеку приходится отвечать на него - не словами, а действиями. Человек не изобретает смысл жизни, а находит его в мире. К сожалению, такой путь проходит очень малая часть человечества. Согласно ряду оценок, более 90% людей останавливаются на уровне поисков защищенности и хорошего отношения, которые поглощают всю их энергию. «Не может быть сомнения, что только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов» (А. Маслоу).
|
|