Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



1.2.2. Подходы античных мыслителей (древний мир до 476 г.)

  Взгляды античных философов кратко представлены в табл. 2.

Таблица 2. Взгляды античных философов на происхождение и структуру души

Таблица 2. Взгляды античных философов на происхождение и структуру души

Таблица 2. Взгляды античных философов на происхождение и структуру души

  Античные философы сформулировали различные объяснения генезиса (происхождения) и структуры души.
  Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Здесь главной была идея об определяющей зависимости душевных проявлений от общего строя вещей, их физической природы. При этом Вселенная рассматривалась как стройная организованная система в противоположность хаосу - беспорядочному нагромождению материи.
  Гераклит представлял космос в виде «вечно живого огня», а душа - в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который всегда был, есть и будет «вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим».
  Демокрит выдвинул идею атомизма природы и распространил ее на душу. Атомы отличаются друг от друга формой, порядком и поворотом. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна и состоит из мелких круглых атомов, наиболее подвижных, ибо они должны сообщить активность инертному телу. Таким образом, с точки зрения Демокрита, душа является источником активности, энергии для тела. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа.
  Второе направление ставило душевную деятельность индивида в зависимость от форм, которые создаются не физической или органической природой, а человеческой культурой, а именно - от понятий, идей, этических ценностей. Однако эти формы рассматривались в виде особых духовных сущностей, чуждых чувственно воспринимаемым телам.
  Софисты изучали не природу с ее не зависящими от человека законами, но самого человек, который, как гласил афоризм первого софиста Протагора, «есть мера всех вещей». В истории психологического познания деятельность софистов открыла новый объект - отношения между людьми, изучаемые с использованием средств, которые призваны доказать и внушить любое положение независимо от его достоверности. На передний план выступило изучение речевой и мыслительной деятельности с точки зрения ее использования для манипулирования людьми.
  Сократ впервые рассматривал душу как источник нравственности человека, говорил о том, что душа - психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу, действующему согласно нравственным идеалам. Для Сократа важнейшим становится отношение человека к самому себе как носителю интеллектуальных и нравственных качеств. Впоследствии даже говорили, что Сократ был пионером психотерапии, пытаясь с помощью слова обнажить то, что скрыто за внешними проявлениями работы ума.
  Платон, ученик Сократа, считал, что существует идеальный мир, в котором находятся души, или идеи, вещей, те совершенные образцы, которые становятся прообразами реальных предметов. Таким образом, душа является не только идеей, но и целью реальной вещи. Так, не существует какого-то обобщенного человека, но каждый из людей является, как бы вариацией понятия «человек». Поскольку понятие неизменно, то и идея, или душа, с точки зрения Платона, постоянна, неизменна и бессмертна. Душа, по Платону, состоит из трех частей: вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная души должны подчиняться разумной, которая одна может сделать поведение нравственным. Так как душа постоянна и человек не может ее изменить, то и содержание тех знаний, которые хранятся в душе, тоже неизменно, и открытия, совершаемые человеком, являются по сути не открытиями чего-то нового, но лишь осознанием того, что уже хранилось в душе. Таким образом, процесс мышления Платон понимал как припоминание того, что душа знала в своей космической жизни, но забыла при вселении в тело. Платон впервые выделил этапы в процессе познания, открыв роль внутренней речи и активность мышления. Он также впервые представил душу не как целостную организацию, но как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, которые не всегда воз можно примирить с помощью разума. Эта идея Платона о внутреннем конфликте души станет особенно актуальной в психоанализе, в то время как его под ход к проблеме познания отразится на позиции рационалистов.
  Третье направление античной психологии ориентировалось преимущественно на живую природу. Оно видело в психическом не обитающую в теле душу, имеющую пространственные параметры и способную (по мнению как материалистов, так и идеалистов) покидать организм, с которым она внешне связана, а способ организации поведения живых систем.
  Гиппократ рассматривал жизнь как изменяющийся процесс и отвергал единое материальное начало в качестве основы органической жизни. Он создал учение о четырех жидкостях в организме (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). В зависимости от того, какая жидкость преобладает, у человека возможны четыре типа темперамента: сангвинический (преобладает кровь), флегматический (слизь), холерический (желтая желчь) и меланхолический (черная желчь). Таким образом, по Гиппократу различия между людьми можно сгруппировать по нескольким общим признакам поведения, а душевные качества зависят от телесных.
  Алкмеон в результате наблюдений и хирургических операций пришел к выводу, что мозг - орган для выполнения психических функций. «Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение), а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности, рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)».
  Анаксагор считал, что природа состоит из множества мельчайших частиц, из беспорядочного скопления и движения которых возникает организованный космос. Таким началом он признавал «тончайшую вещь», которой дал имя «нус» (разум). Он полагал, что от того, насколько полно представлен разум в различных телах, зависит их совершенство. «Человек является самым разумным из животных вследствие того, что имеет руки». Т.е. телесная организация человека определяет высшее психическое качество - разумность.
  Гален синтезировал достижения античной психофизиологии в детально разработанную систему, служившую основой представлений об организме человека на протяжении последующих столетий. В труде «О частях человеческого тела» он, опираясь на множество наблюдений и экспериментов и обобщив познания медиков Востока и Запада, описал зависимость жизнедеятельности целостного организма от нервной системы.
  Основателем и наиболее важным представителем третьего направления был Аристотель. Его работа «О душе» - по существу, первый курс общей психологии, где он изложил историю вопроса, мнения своих предшественников, объяснил отношение к ним, а затем, используя их достижения и просчеты, предложил свои решения. Душа, по Аристотелю, - не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Аристотель сформировал собственное понимание, согласно которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. «Сказать, что душа гневается, - писал он, - равносильно тому, как если бы кто сказал, что душа занимается тканьем или постройкой дома». Душа мыслилась Аристотелем как способ организации живого тела, действия которого носят целесообразный характер. Он считал душу присущей всем живым организмам (в том числе растениям) и подлежащей объективному, опытному изучению. Она не может существовать без тела и в то же время не является телом. Душу от тела отделить нельзя. Душа обладает различными способностями как ступенями ее развития: растительной, чувственной и умственной (присущей только человеку). Аристотель придерживался, говоря современным языком, системного подхода, так как рассматривал живое тело и его способности как целесообразно действующую систему. Он впервые заговорил о природосообразности воспитания и необходимости соотнесения педагогических методов с уровнем психического развития ребенка.
  Августин ознаменовал переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению. Августин придал трактовке души особый характер: считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу образует воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. «волюнтас» - воля). По мнению Августина, воля индивида зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет действиями души и обращает ее к себе самой. Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря волевой активности субъекта. Так, из «отпечатков», которые сохраняют органы чувств, воля создает воспоминания. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души опять- таки благодаря направленности воли. Основанием истинности этого знания служит внутренний опыт: душа поворачивается к себе, чтобы постичь с предельной достоверностью собственную деятельность и ее незримые продукты. Идея о внутреннем опыте, отличном от внешне го, но обладающем высшей истинностью, имела у Августина теологический смысл, поскольку предполагалось, что эта истинность даруется Богом. В дальнейшем трактовка внутреннего опыта, освобожденная от религиозной окраски, слилась с представлением об интроспекции как особом, присущем только психологии, методе исследования сознания.


 
© www.txtb.ru