Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.2. Структура личности. Темперамент и характер

  Структура личности - связь и взаимодействие относительно устойчивых компонентов (сторон) личности, к которым относятся способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация.
  Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. Успешность в деятельности и общении определяется не одной, а системой различных способностей, при этом они могут взаимокомпенсироваться.
  Врожденный компонент способностей называется задатками.
  Способности - это не статическое, а динамическое образование, и их формирование происходит в процессе развития определенным образом организованной деятельности и общения. Развитие способностей происходит поэтапно. Важным моментом у детей является комплексность - одновременно развитие нескольких дополняющих друг друга способностей.
  Выделяют два уровня способностей - репродуктивный, обеспечивающий умение усваивать готовое знание, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального продукта. Структура, теории и диагностика способностей полностью совпадают со структурой и диагностикой интеллекта.
  Темперамент - это совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону поведения человека, его деятельности и общения. Темперамент можно отнести к компонентам личности лишь условно, так как его особенности являются врожденными. Темперамент теснейшим образом связан с характером, и у взрослого человека их трудно разделить.
  Темперамент, будучи врожденным, является базой для большинства свойств личности, но он определяет лишь динамику их проявления (впечатлительность, эмоциональность, импульсивность, тревожность). Назовем те черты личности, которые непосредственно базируются на темпераменте и, следовательно, не могут быть радикально изменены:
  • сензитивность - реакция человека на психологический раздражитель наименьшей силы;
  • реактивность - сила психологической реакции на раздражители;
  • активность - энергичность преодоления различных препятствий;
  • темп реакций;
  • пластичность/ригидность - способность гибко приспосабливаться к изменяющимся условиям / вести себя инертно, косно;
  • экстраверсия/интроверсия - направленность активности преимущественно вовне/внутрь;
  • впечатлительность - время сохранения реакций в памяти и сила ответной реакции на них;
  • эмоциональность - уровень проявления эмоциональных процессов;
  • импульсивность - склонность действовать более или менее спонтанно или обдуманно;
  • тревожность (нейротизм) - склонность к беспокойству во всех жизненных ситуациях.
  Характер - это система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отношении человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к досугу и т.д.
  В характере можно выделить ряд подсистем (черт) - черты деятельности (трудолюбие, инициативность / безынициативность, работоспособность / ле- нивость и т.д.), отношения к людям (тактичность/бестактность, вежливость/грубость, чуткость/черствость и т.д.), к самому себе (самокритичность / завышенное самомнение, скромность / наглость и т.д.) и к вещам (аккуратность / безалаберность, щедрость / скупость и т.д.). Возможна также классификация черт характера по целеполаганию - по выбору целей (расчетливость, рациональность и т.д.) и по достижению целей (настойчивость, целеустремленность, последовательность и т.д.).
  В отличие от темперамента, черты характера не являются врожденными и могут быть изменены как в процессе воспитания, так и при самовоспитании. Характер формируется довольно рано и дальше проявляет себя как более или менее устойчивое психологическое образование.
  Возраст от 2-3 до 9-10 лет является сенситивным периодом для становления характера. В этот период человеку присуща возрастная чувствительность, оптимальное сочетание условий для развития черт характера. Под влиянием взрослых формируются такие черты характера, как доброта/эгоистичность, отзывчивость/черствость, общительность/безразличие к людям. Начало их формирования во многом определяется первыми месяцами жизни и тем, как общается мать с ребенком.
  Позднее, в детских играх и доступных видах домашнего труда, формируются «деловые» качества (трудолюбие, аккуратность, ответственность, добросовестность, настойчивость и т.д.). Здесь необходима постоянная стимуляция взрослых. В начальных классах школы формируются коммуникативные черты характера. Волевые черты характера развиваются и закрепляются в подростковом возрасте, а базовые (нравственные и мировоззренческие) основы характера - в ранней юности. К окончанию школы характер практически сформирован.
  Входящие в характер черты не являются случайными. Они в совокупности представляют системы, четко различимые по типам. В разделе 2 описана типология характеров людей в связи с особенностями их физической конституции, но такое разделение является слишком обобщенным. В жизни, особенно в педагогической практике, более важно разделение характеров людей по акцентуациям.


 
© www.txtb.ru