Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология



5.1. Понятие личности

  Понятие личности в психологии отличается от понятия личности в бытовом смысле. В широком смысле под личностью обычно понимается конкретный человек. В психологии же личность - одна из стадий развития человека от рождения до смерти.
  Человек рождается как представитель вида Homo sapiens - как индивид. Дальше по мере его роста разворачиваются генетически заложенные в нем программы, кроме того, он вступает в социальные отношения. При этом имеют место два процесса - интериоризация (усвоение в процессе воспитания общественного опыта) и экстериоризация (участие в создании общественноисторического опыта). В результате уже на базе сознания формируется комплекс (характер, мотивации, установки, нравственность), которые определяют тип поведения человека в различных жизненных ситуациях. Весь этот комплекс мы называем личностью.
  Переход от индивида к личности имеет место не всегда Например, этого не происходит в случаях, подобных судьбе Маугли, при психических расстройствах.
  Если в ходе дальнейшего развития процессы экстериоризации преобладают над интериоризацией, то личность выходит на уровень индивидуальности. Это также имеет место не всегда. Тем не менее, подавляющее большинство взрослого населения Земли можно считать личностями.
  Дадим расширенное определение личности. Личность - это прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупность черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.
  Развитая личность обладает развитым самосознанием. Субъективно, для индивида, личность выступает как его Я (образ Я, Я-концепция), то есть система представлений о себе. Она проявляется в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний. Самоотнесение образа Я с реальными обстоятельствами жизни индивида позволяет личности изменить свое поведение и осуществлять цели самовоспитания.
  Некоторые исследователи называют это самосознание личности «моделью мира», а ее мгновенный срез - картиной мира человека. Миры, далекие от нашего, обычно не только непонятны, но часто вообще не замечаются или отрицаются в принципе. Человек способен правильно воспринимать только то, что организовано по законам его внутреннего мира. Поэтому люди хоршосебя чувствуют и продуктивно работают только в контакте с подобными себе мирами - с людьми, близкими им по духу.
  Пока поступающая извне информация поддерживает сложившиеся у человека представления о мире, он живет в согласии с самим собою. Но стоит наметиться расхождению, как возникает внутреннее напряжение, побуждающее человека либо к изменению идеального представления о себе, либо к попыткам пресечь поток информации, вызывающей дисбаланс представлений. С накоплением жизненного опыта у человека формируется система, способная оградить сознание от информации, которая может разрушить его внутреннее равновесие- это система защитных психологических барьеров. Этот вопрос подробно рассматривается на практических занятиях.
  Таким образом, личность представляет собою довольно устойчивое образование, что проявляется в ее предсказуемости, в последовательности ее поступков и поведения в целом. Конечно, в конкретных ситуациях поведение личности может быть вариативным.
  В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения, личность менее устойчива, что позволяет ей приспосабливаться к жизненным различным обстоятельствам, в частности, к изменению социальных условий. Модификация взглядов, установок, ценностных ориентаций и т.д. в таких условиях является положительным свойством личности.
  Тем не менее, выход за пределы своего мира, связанный с желанием не только воспринять, но и принять нечто новое, дается всегда тяжело. Для этого требуются либо специальные усилия, либо особые побуждающие ситуации. Однако пережитое напряжение почти всегда вознаграждается новыми, творческими решениями, обновлением поведения.


 
© www.txtb.ru