|
3.1. Понятие «социальная проблема»
Все многообразие видов социальных взаимодействий и складывающихся на их основе социальных отношений в социальной работе сконцентрировано на решении социальных проблем, заявленным клиентом или обнаруженных самим специалистом. В широком смысле под социальными проблемами понимают все социальные явления, связанные с поведением людей в обществе, как в рамках нормы, так и за ее пределами. Обычно появление проблем связано с функционированием социальных систем и первоначально не вызывает у людей беспокойства и дискомфорта. В более узком смысле о проблеме говорят, обнаруживая разрушение стабильных социальных связей, когда ее развитие приводит к напряженности и конфликтам. В этом случае для выявления социальных проблем объективное состояние дел сопоставляют с нормой. Следовательно, при любом подходе проблемы являются частью социальных процессов, их содержание носит социальный характер, а форма проявления - личностна (например, проблема роста разводов в современном глобальном обществе - и распад конкретной семьи). Содержание и понимание социальных проблем меняется во времени и пространстве и проявляется по-разному для общества, группы и личности. Однако источник социальных проблем остается неизменным, он коренится в социокультурной подсистеме общества. Это социальное неравенство, которое выражается в разнообразии потребностей и ценностей людей и форм их достижения. С проявлениями неравенства связан целый ряд проблем в социальной сфере: уровень материального благосостояния, безработицы, социальной экс- клюзии, или исключения (связанного с ситуацией, когда индивиды и группы лишены возможности пользоваться социальными правами, гарантированными международными и национальными правовыми актами) и пр. Задание Для того чтобы глубже рассмотреть сущность и причины социального неравенства, обратитесь к разделу 3.4. Поскольку проблемы возникают на разных уровнях реальности, в том числе и в глобальном обществе, на макроуровне социальной деятельности принято выделять социетальные проблемы. Они носят наиболее широкий, общечеловеческий и общецивилизационный характер и требуют для своего решения согласованных действий в масштабах мирового сообщества (например, проблема экологической безопасности планеты). Часть таких проблем государства решают в русле социальной политики, выступающей в качестве важного аспекта социальной работы. На мезоуровне выделяют проблемы, возникающие в различных подсистемах социально-экологической сферы внутри конкретного социума. Можно обозначить основные группы социальных проблем, с которыми сталкиваются специалисты по социальной работе, - социально-управленческие, социальноэкономические, социально-экологические, социально-бытовые, социальномедицинские, социально-психологические, социально-правовые, социальнопедагогические и др. При этом проблемы, возникающие в одной из областей, неизбежно затрагивают и другие сферы жизнедеятельности человека, поэтому для их выявления и оптимального решения социальному работнику необходимо привлекать усилия социальных групп, организаций и профессионалов, осуществляющих преобразовательную деятельность в конкретной подсистеме общества. В теории социальной работы особое внимание уделяется социальным проблемам на микроуровне деятельности. Можно сформулировать следующее определение проблемы, формирующейся на индивидуальном уровне. Социальная проблема - это противоречие, осознаваемое субъектом деятельности как значимое для него несоответствие между целью этой деятельности и ее результатом. В этом случае проблема возникает из-за отсутствия или недостатка у индивида средств достижения цели, вследствие чего не удовлетворяются те или иные его потребности. Соответственно, появляется необходимость в поиске новых способов и средств деятельности. Важно отметить, что социальная проблема имеет объективно-субъективную природу - прежде чем стать проблемой, социальное противоречие должно пройти через сознание субъекта, поэтому следует выделять в ней три основных элемента:
- люди, которые оценивают ситуацию как проблемную; социальные условия, в которых проблема возникла;
- деятельность, связанная с появлением, осмыслением и разрешением проблемы.
В социальной работе рассматривают и человека в проблеме, когда общество, социальные условия формируют особенности его жизнедеятельности (например, проблема низкого уровня жизни пожилых людей); и проблему в человеке, когда ценности, представления и поведение индивида обусловливают характеристики группы и социума (например, проблема индивидуальной предрасположенности к алкогольной зависимости) (60. С.26). Задание Изучив раздел 1.2. учебного пособия «Социальная работа: теория и практика» под ред. Е.И.Холостовой и А.С.Сорвиной (М., 2001), приведите примеры социальных проблем объектов социальной работы. Одна из основных проблем социальной работы связана с положением социально уязвимого человека, находящегося в трудной жизненной ситуации, поэтому в теории социальной работы в первую очередь уделяется внимание социальным проблемам, с которыми человек не может справиться самостоятельно и для решения которых ему требуется помощь профессионально подготовленного работника. Г.Бернлер и Л.Юнссон, специалисты в области социальнопсихологической работы, называют следующие причины, вследствие которых противоречие не разрешается человеком собственными силами: отсутствие мотивации для работы с проблемами целесообразным способом; неспособность решать проблемы; отсутствие возможностей (3.С.33). Важно не только решить конкретную проблему клиента, но и усилить его умение преодолевать подобные проблемы впоследствии путем предоставления дополнительных возможностей, оказывая помощь в развитии способностей и мотивации. В то же время, рассматривая противоречия, возникающие на личностном уровне, специалист выявляет связанные с ними проблемы общества, которые требуют своего разрешения, и привлекает к ним внимание своей организации. Так как решение одних социальных проблем с неизбежностью вызывает появление других, важной задачей специалиста становится также предвидение новых проблем и осуществление усилий по их предотвращению и смягчению. На рис.3 представлена модель разрешения социальной проблемы в процессе социальной работы. Здесь нами использована и дополнена схема Б.Ф.Усманова. Специалист оценивает проблему на основе анализа конкретной ситуации и представлений о ней клиента, выдвигает цель деятельности по решению социальной проблемы, подбирает соответствующую технологию и методы, составляя программу деятельности, осуществляет ее, корректируя программу своих действий, и анализирует результаты. Очевидно, что для развития способностей клиента по решению его проблемы все этапы работы должны планироваться и осуществляться совместно субъектом и объектом. Кроме того, для решения проблем клиентов требуется привлечение соответствующих ресурсов. Достижение целей и мобилизация ресурсов возможны лишь на основе последовательной деятельности по обеспечению социальных перемен. Она касается и клиента, и его социального окружения, и включает в себя формулирование цели по осуществлению изменений; производство знаний, т.е. информации, их обусловливающей; производство инструментария как техник и методов, обеспечивающих перемены; формирование стратегических планов деятельности специалистов; работу по осуществлению перемен и по их прогнозированию.
Рис. 3. Модель разрешения социальной проблемы клиента социальных служб
Следует отметить, что деятельность специалистов по решению социальных проблем является эффективной, если она одновременно осуществляется на макро-, мезо- и микроуровнях реальности. Так, решение текущих и перспективных проблем в социуме предотвращает появление и облегчает решение проблемы конкретного клиента и т.д., поэтому социальные проблемы необходимо рассматривать рационально и объективно. Это предполагает как описание состояния общества и его составляющих на основе статистических методов, так и изучение общественного мнения для выявления степени удовлетворенности людей тем, как решаются их проблемы в конкретном социуме.
В современной науке существует целый ряд теоретических подходов к социальным проблемам: структурно-функциональный, конфликтологический, психодинамический, ситуационный и др. Особенно активно в последние десятилетия развивается конструкционистский подход к социальным проблемам (М.Спектор, Дж.Китсьюз, Дж.Бест, Дж.Холстайн и др.), когда их рассматривают не как угрожающие обществу объективные условия, а как деятельность индивидов и групп, привлекающую внимание к этим обстоятельствам и требующую изменения социальных и индивидуальных ситуаций. Социальные проблемы конструируются путем предъявления судебных исков и жалоб в различные инстанции, проведения обследования общественного мнения, устных выступлений и публикаций и пр. (75. С.507). Данный теоретический подход к социальным проблемам представляется предпочтительным в области социальной работы, так как внимание в нем сосредоточено на субъективной природе социальных проблем и на заинтересованных в их решении людях. В конструкционизме, помимо этого, содержится призыв к действию, нацеливающий общество на выявление разнообразных проблем и на изменение неблагоприятных для людей социальных ситуаций.
|
|