|
2.4. Формы взаимодействий в системе социальной работы
Взаимодействия в процессе практической социальной работы проявляются в двух основных формах - воздействия субъекта на объект и содействия клиенту в решении его проблем. В научной литературе чаще всего анализируется первая форма взаимодействий. Так, преобладают определения социальной работы, где акцентируется разнообразное (государственное и внегосударственное) воздействие на человека с целью оказания ему помощи и поддержки, реализации прав клиента и компенсации наносимого ему ущерба, обеспечения достойного уровня жизни, восстановления или усиления нормального социального функционирования (61. С.274; 69. С.47; 72. С.167-168; 79. С.38). Воздействие специалиста на объект социальной работы рассматривается с помощью понятий «вмешательство» и «влияние». Социальная деятельность в системе социальной работы предполагает сознательное практическое проникновение в сложившуюся ситуацию с тем, чтобы добиться желаемых изменений в интересах людей. Соответственно, социальная работа на любом уровне деятельности ее субъектов может быть описана как вмешательство (интервенция) в ситуацию клиента. Интервенции выступают в качестве реакций специалистов на социальные проблемы и отклонения в поведении людей и призваны преодолевать их в ходе профессиональной деятельности. В социальной работе применяются множественные вмешательства на различных ее уровнях в зависимости от конкретной ситуации клиента и в непосредственном контакте с ним. Суть вмешательства состоит в осуществлении влияния как основы интерактивной деятельности специалиста, направленной на клиента. Влияние предстает как процесс создания условий для развития личности или системы. В более узком, практическом смысле слова, это средство для обеспечения эффективности в продвижении к намеченной цели с помощью соответствующих методов. В практике социальной работы влияние трактуется как двухсторонний процесс взаимодействия специалиста и клиента в различных подсистемах социальной сферы, осуществляемый с целью решения проблемы. Ряд специалистов, уточняя предметное поле социальной работы, указывает на доминирование в нем процесса социального влияния на взаимодействия и становление личности человека, и на развитие самого социума (92. C.5; 84. С.8) Процесс влияния в социальной работе может быть успешным при наличии следующих предпосылок. Во-первых, социальный работник должен быть способен эффективно воздействовать на сознание клиента. Во-вторых, клиент должен быть способен правильно воспринимать это воздействие. Функциями влияния при этом выступают:
- посредничество как оказание помощи индивиду в постижении и интерпретации окружающего мира;
- стимуляция саморазвития человека;
- оценка возможностей личностного роста клиента на ближайшую перспективу;
- развитие критического и творческого мышления индивида и т.д. (32. С.105).
Выделяют шесть основных источников влияния, позволяющих оптимизировать отношения клиента с окружающим миром. Прежде всего, это знания и опыт специалиста. В социальной работе они реализуются в сфере межличностных отношений, в дифференциации подходов к клиенту, в управлении деятельностью социальных служб, в моделировании и прогнозировании систем, в развитии социального обслуживания и пр. Другим источником влияния выступают материальные источники помощи, связанные с финансированием социальных программ, оказанием услуг и т.д. Далее следуют узаконенные полномочия специалиста. Они касаются его официальной должности и вытекающих из нее легитимных прав, обязанностей и связанной с ними ответственности. Следующий источник влияния - статус и репутация специалиста. Статус указывает на положение, которое социальный работник занимает в обществе, и зависит от политики государства. Репутация складывается в процессе взаимодействия специалиста с другими людьми в среде его деятельности и зависит от его отношения к своим обязанностям. Еще один источник влияния - харизматические данные и личная привлекательность специалиста. Первые представляют собой некое личностное дарование, которое, независимо от занимаемой человеком должности, усиливает его потенциальные возможности воздействовать на окружающих. Одновременно харизматические данные способствуют приобретению специалистом более высокого статуса в сфере своей деятельности. Вторая характеристика указывает на обаяние личности, умение расположить к себе людей и настроить их на участие в совместной деятельности. Наконец, источником влияния является владение информацией. Здесь имеется в виду информация трех видов - связанная с профессиональной подготовкой специалиста, с его общей культурой, а также актуальная информация о процессах в обществе, природе и т.д. Обычно социальные работники одновременно или последовательно применяют несколько источников влияния. Основными приемами и средствами влияния в социальной работе служат: стимулирование (применение к объектам позитивных или негативных санкций за деятельность или бездействие); убеждение (аргументированное воздействие на сознание клиента, способного самостоятельно сделать заключение о необходимости или о нежелательности изменений); использование социальных связей (формирование специалистом межличностных отношений и управление ими в интересах клиента); организация социальной среды (изменение в сознании и поведении клиента путем косвенного воздействия на него посредством преобразования социальной и физической среды его жизнедеятельности). Используя влияние, социальному работнику следует ориентироваться на этические ценности своей профессии, гуманистический смысл усилий по достижению перемен (55. С.174-187). Задание Приведите пример влияния на клиента в социальной работе с помощью одновременного использования нескольких его источников. Между тем, воздействие на объект не может и не должно быть преобладающей формой взаимодействий в практике социальной работы. Интерактивный подход в теории социальной работы (основанный, прежде всего на символическом интеракционизме Д.Мида и Ч.Кули) подчеркивает не только значение вмешательства в деятельность подсистем и элементов социальной системы, но и роль таких взаимодействий (интеракций) с клиентом, с помощью которых человек обнаруживает и начинает применять собственные способности для решения индивидуальных проблем. Совокупность интеракций создает социальное поле упорядоченных взаимодействий специалиста и клиента, а сам характер интеракций отличается доминированием субъект-субъектных отношений, поскольку объектом социальной работы является личность с определенным уровнем сознания, собственными интересами и т.д., которая способна осуществлять обратное воздействие по отношению к субъекту деятельности. В ряде определений социальной работы подчеркивается роль содействия личности в решении социальных и индивидуальных проблем, в воплощении ее субъектного начала в социальной практике посредством осуществления социальных перемен (15. С.94; 34. С.188; 67. С.324). При этом социальная работа выступает в качестве социального общения взаимосвязанных партнеров, каждый из которых имеет право свободно выбирать формы и методы своего участия в партнерских отношениях. Партнерские отношения свидетельствуют о симметрии в социальных отношениях. Идея социального партнерства восходит к взглядам Э.Дюркгейма на сущность органической солидарности и на роль ассоциаций в социальной жизни. В 70-е гг. XX в., когда социальное партнерство вошло в законодательные практики европейских государств (Германия, Швеция, Австрия и др.), эта концепция стала активно разрабатываться в научной литературе, возросло ее воздействие на общество (75. С.424). Можно дать следующее определение социального партнерства - это конструктивное взаимодействие организаций, социальных групп и индивидов для согласованного решения общих социальных проблем. Задание Дайте определение понятий механической и органической солидарности, основываясь на знаниях, полученных в курсе социологии при изучении работы Э.Дюркгейма «О разделении общественного труда». Социальное партнерство представляет собой особый, эгалитарный вид социальных отношений. Оно способствует гармонизации социальных потребностей и интересов и консолидации жизненных сил людей. Социальное партнерство строится на принципах законности, добровольности, равноправия сторон, взаимной ответственности и развивается посредством механизмов, созданных государственными структурами, трудовыми коллективами, общественными организациями и пр. Его участниками выступают люди, имеющие различные социальные и личностные характеристики, однако, их объединяют общие признаки: взаимное уважение сути партнерства, понимание его значимости, корректность при разрешении общих проблем, солидарность при отстаивании своих интересов в отношении с другими субъектами (38). В социальной работе основой механизма социального партнерства выступает принцип социальной справедливости как морально-правовой регулятор отношений членов общества. Так, на макроуровне социальной реальности, с точки зрения критериев «справедливость-несправедливость», может быть рассмотрено содержание социальной политики, на мезоуровне - организация деятельности социальных учреждений в регионе и муниципальном округе, на микроуровне - формирование взаимоотношений специалиста и клиента. Взаимообусловленными целями развития системы социального партнерства в социальной работе являются вовлечение в сферу оказания социальной помощи и поддержки как можно большего количества организованных и самостоятельных участников, и обеспечение их оптимального взаимодействия в направлении решения проблем социальной сферы. Основными субъектами социального партнерства могут выступать как личность, так и группы, социальные службы, государство. Так, в настоящее время, когда меняется модель социальной политики российского государства, в основу ее новой идеологии закладывается принцип партнерских отношений между государством и клиентом, основанный на активизации ресурсов объектов социальной работы. Объектно-предметным полем партнерских отношений являются феномены собственности, ресурсов, статусов в конкретных областях - сфере труда, быта, социального обслуживания и т.п. Партнерские отношения в социальной работе становятся возможными, если его стороны заинтересованы в достижении одних и тех же целей и выражают добрую волю к сотрудничеству. Выделяют две основные модели партнерских отношений, которые конструируются в социальной работе. Это горизонтальная модель социального партнерства, связанная с субъектами, которые действуют в едином функционально-статусном пространстве (например, социальные службы города), и вертикальная модель социального партнерства, представленная различными иерархическими уровнями социального пространства (например, при взаимоотношениях правительства и административных структур регионов). Эти модели предлагают различные формы социального участия, когда различные партнерские организации действуют при решении социальных проблем сообща. Целевыми ориентирами совершенствования социального партнерства являются показатели качества жизни людей - условия их трудовой деятельности, отдыха, быта, степень их удовлетворенности уровнем медицинского обслуживания, социальной защиты и т.д. Качество жизни выступает как основной критерий эффективности социального партнерства, включая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и уровень удовлетворения духовных потребностей, продолжительность жизни, условия окружающей среды, морально-психологический климат в малой группе. Социальное партнерство способствует установлению в обществе новых связей и отношений, посредством которых индивид достигает состояния социального равновесия в среде, усваивает ее ценности и нормы. На базе партнерских отношений возможно снижение социальной напряженности, складывание системы субсидиарной социальной защиты, когда клиент на основе высвобождения собственных ресурсов и сохранения ресурсной среды в виде системы государственной помощи социально уязвимым слоям населения, способен осмысливать содержание и решать свои проблемы в повседневной жизни. В результате человек как субъект взаимодействий приобретает главенствующее положение в пространстве социальной работы.
Контрольные вопросы и задания
1. Изобразите взаимосвязь между социальной сферой и социальной жизнью в виде схемы. 2. Назовите известные Вам учреждения социальной инфраструктуры региона, города, микрорайона и т. д. 3. Как связаны между собой функции социальной сферы и социальной работы? 4. Охарактеризуйте понятие «модель социальной работы». 5. В чем состоит специфика каждой из моделей социальной работы, выделяемых на основе ее объекта? 6. В чем состоит основная особенность пространства социальной работы по сравнению с пространством смежных видов деятельности? 7. Изобразите систему социальной работы в виде схемы. 8. Приведите примеры видов социальной помощи, оказываемых на каждом уровне социальной работы. 9. Почему социальную работу характеризуют как субъект-субъектный, диалогический процесс? 10. Как Вы понимаете смысл понятия «работа со случаем»? 11. На конкретных примерах раскройте универсальный и посреднический характер взаимодействий в социальной работе. 12. Покажите взаимосвязи между ценностями и целями, нормами и средствами деятельности в социальной работе в виде схемы. 13. Какова главная цель субъекта социальной работы? 14. Докажите, что в основе процесса социальной работы лежат социальные изменения. 15. Назовите основные и частные задачи социальной работы. 16. Какие элементы составляют механизм правового обеспечения социальной работы? 17. Изучив публикации в журналах «Социальное обслуживание», «Социальная защита», «Работник социальной службы», проанализируйте современные адресные правовые акты в области социальной работы, принятые на федеральном уровне. 18. В чем состоит взаимосвязь между правовыми и этическими основами социальной работы? 19. Приведите примеры ресурсов социальной работы, основываясь на их различных классификациях. 20. Подробно раскройте каждый из этапов выявления ресурсов социальной работы.21. Почему влияние в социальной работе является двусторонним процессом? 22. Приведите пример социального партнерства специалиста и клиента при решении социальной проблемы. 23. На каких принципах социальной работы основано социальное партнерство как особый вид социальных отношений?
|
|