Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.1. Биологическое, социальное и духовное в личности человека

  Слово «личность» часто употребляется в обыденной речи и даже иногда в научной литературе применительно не к каждому человеку, а лишь к некоторым, заслуживающим особого уважения: «Вот это личность! А тот - разве это личность?». Следует отметить, что личность - не оценочная категория, личность присуща каждому человеку, по крайней мере начиная с определенного возраста. Только так можно всерьез говорить о личности как о предмете научного познания. Если же только избранным присваивать почетное звание личности, то вопрос «Что есть личность?» теряет свой смысл. Он подменяется другим вопросом «Кто есть личность?», ответ на который всегда зависит от того, кому мы его задаем: у каждого времени и у каждой даже не страны, а компании - свой «герой». Если же мы признаем, что личность есть достояние каждого человека, то, что, собственно, и делает его человеком, перед нами открывается возможность объективного научного анализа того, в чем состоит сущность личности. Хотя эта проблема еще отнюдь не решена, на сегодняшний день в психологии накопилось уже немало того, что можно сказать о личности.
  Таким образом, в исследовании личности будем отталкиваться от четырех простых аксиом:
  1) личность присуща каждому человеку;
  2) личность есть то, что отличает человека от животных, у которых личности нет;
  3) личность есть продукт исторического развития, то есть возникает на определенной ступени эволюции человеческого общества;
  4) личность есть индивидуальная отличительная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.
  В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность, индивидуальность.
  Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, являются прямохождение, приспособленность рук к трудовой деятельности, высокоразвитый мозг. Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека, факт принадлежности к человеческому роду. О человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности. Личность представляет собой онтогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
  Таким образом, человек - понятие видовое и включает в себя две взаимосвязанные системы: биологическую и психологическую, духовную: совокупность всех человеческих качеств, свойственных людям, независимо от того, присутствуют они или отсутствуют у данного конкретного человека. В своем физиологическом и психологическом развитии человек проходит несколько стадий: младенчество, детство, отрочество, юность, взрослость, старость. Индивид - понятие, характеризующее отдельного человека, его биологические и психологические свойства. Личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих. Индивидуальность - это самое узкое по содержанию понятие, представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. То есть понятие «индивидуальность» содержит в себе лишь те индивидуальные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.
  С точки зрения С.Л. Рубинштейна, для понимания психологии личности становятся важными следующие положения:
  1) психические свойства личности в её поведении, действиях и поступках, которые она совершает, одновременно и проявляются, и формируются;
  2) психический облик личности во всём многообразии её свойств определяется реальным бытием, образом жизни и формируется в конкретной деятельности;
  3) процесс изучения психического облика личности предполагает решение трех вопросов:
  • Чего хочет личность, что для неё привлекательно, к чему она стремится? (направленность личности, установки, тенденции, потребности, интересы и идеалы).
  • Что может личность? (способности, дарованиях человека, его одарённость).
  • Что личность есть, что из её тенденций закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? (вопрос о характере). Все эти аспекты психического облика личности взаимообусловлены и взаимосвязаны.

 
© www.txtb.ru