Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


5.2. Теории личности

  Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального фактора в развитии личности человека. В понимании сущности вопроса имеются разные подходы (рис. 22).
  Биогенетические концепции. Представители этого разряда теорий личности считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу. Так, американский психолог начала XX века С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества: охота и т.д. Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституционной психологии». Так, Э. Кречмер, разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, считал, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь. Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности З. Фрейдом. Согласно его учению, все поведение личности обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами, в первую очередь сексуальными.

Рис. 22. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

Рис. 22. Основные подходы к изучению личности в зарубежной психологии

  Социогенетические концепции. Социогенетические теории стараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек, рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни. Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения (бихевиоризм). Согласно ей, жизнь личности, её отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Более популярной на Западе является теория ролей. Она исходит из того, что общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер поведения личности, её отношения с другими людьми. Одним из направлений в разработке психологии личности является теория поля, предложенная американским психологом немецкого происхождения К. Левиным. Согласно этой концепции, поведение индивида управляется психологическими силами (стремлениями, намерениями и т.п.), имеющими направленность, величину и точку приложения в поле «жизненного пространства». В итоге каждая из этих теорий объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которым человек вынужден как-то приспосабливаться. При этом совсем не учитываются объективные, общественно-исторические условия жизни человека.
  Психогенетические концепции. Психогенетический подход не отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называют психодинамическими (американский психолог Э. Эриксон и др.). Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнитивистскими (Ж. Пиаже, Дж. Келли и др.). Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими (Э. Шпрангер, К. Бюллер, А. Маслоу и др.).
  Современная психология считает, что личность биосоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т.п.), безусловно, определяют некоторую предрасположенность к чему-либо, но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Огромное влияние на личность оказывает социальная среда. Важное значение имеет передача от поколения к поколению опыта. Поэтому биологическое в структуре личности необходимо рассматривать как социально обусловленное. Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
  Таким образом, личность - не просто результат биологического созревания организма или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает личностные черты. Иными словами, личность - это уровень развития, достигаемый не каждым индивидом. Мера этого развития - воплощение в личности «надличностных», общественно-исторических потребностей развития человечества.

 
© www.txtb.ru