Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.7. Интеллект

  Интеллект — общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Понятие интеллект как общей познавательной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.
  Исходя из того, к каким результатам приводят операции мышления и каково их содержание (содержание может быть образным, символическим, семантическим, поведенческим), Д.П. Гилфорд (1959 г.) выделил 120 факторов интеллекта (рис. 21). Под операцией Д.П. Гилфорд понимает умение человека, вернее, психический процесс — понятие, память, дивергентная продуктивность, конвергентная продуктивность, оценивание. Результаты — форма, в которой информация обрабатывается испытуемым: элемент, классы, отношения, системы, типы преобразований и выводы. Кубическая модель Д.П. Гилфорда выделяет 120 специфических способностей исходя из трех размерностей мышления: о чем мы думаем (содержание), как мы думаем об этом (операция) и к чему приводит умственное действие (результат). Например, при заучивании сигналов азбуки Морзе (ЕІ2), при запоминании семантических преобразований, необходимых для спряжения глагола в том или ином времени (ДV3), или при оценке измерений в поведении, когда необходимо пойти на работу по новому пути (AV4) вовлекаются совсем различные типы интеллекта. В настоящее время подобраны соответствующие тесты для диагностики более 100 указанных Д.П. Гилфордом факторов.

Рис. 21. Структура интеллекта по Д.П. Гилфорду

Рис. 21. Структура интеллекта по Д.П. Гилфорду

  Коэффициент интеллекта (IQ) является сугубо индивидуальным показателем: он отражает лишь уровень выполнения данного конкретного теста (набора заданий) и не может безоговорочно служить показателем развития интеллектуальных способностей обследуемого. В. Штерн (1912) ввел формулу, по которой в результате соотнесения умственного и хронологического возраста индивида определяется его IQ:

Формула

  Умственный возраст представляет собой число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения индивидом тестовых заданий, показывающее, на каком эмпирически установленном среднестатистическом возрастном уровне интеллектуального развития находятся эти результаты. При совпадении умственного возраста с хронологическим уровень интеллекта индивида соответствует возрасту. При несовпадении он может быть выше или ниже. Понятие «умственный возраст» было введено А. Бине и Т. Симоном (1908), хотя они пользовались менее определенным по содержанию термином «умственный уровень».
  Можно сравнивать умственное развитие ребенка с возможностями его ровесников. Например, если календарный возраст — 8 лет, а умственные способности ближе к шестилетней группе, таков, следовательно, и его «умственный» возраст. В дальнейшем на основе расчетов соотношения умственного и хронологического возрастов и был выведен показатель, названный коэффициентом интеллектуальности (IQ). Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, а самые низкие могут приближаться к 0, самые высокие — к 200, стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение — 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего человека IQ находится между 84-100 баллами, и такова же доля лиц (34%) с показателем от 100 до 116 баллов. Таким образом, эта основная масса (68%) и считается людьми со средним интеллектом. Две другие группы (по 16% в каждой), результаты которых соответствуют крайним показателям шкалы, рассматриваются или как умственно отсталые (люди со сниженным интеллектом IQ - от 10 до 84), или как обладающие высокими (выше среднего) интеллектуальными способностями (IQ - от 116 до 180).
  Во многих странах используется термин «умственная отсталость». Умственная отсталость — стойкое, необратимое, обусловленное недостаточностью ЦНС нарушение психического развития, в первую очередь интеллектуального. Умственная отсталость имеет разную этиологию (причину). В качестве основного диагностического показателя умственной отсталости и используется коэффициент интеллектуальности. По международным стандартам (они сейчас носят «щадящий» характер) при IQ < 50-70 имеет место легкая умственная отсталость, при IQ < 50 — средней тяжести; при IQ < 35 — резко выраженная.
  Врожденную или приобретенную в раннем детстве (до 3-летнего возраста) недоразвитость интеллекта психологи и психиатры обозначают термином «олигофрения» («малоумие»). Врожденное слабоумие (олигофрению) следует отличать от приобретенного, которое называют деменцией. Врожденное слабоумие затрудняет возможность больным детям нормально адаптироваться в обществе, что приводит к очевидной для всех интеллектуальной неполноценности. Олигофрены отличаются недоразвитостью самых сложных, филогенетически молодых функций психики, мышления и речи, при сохранности эволюционно более древних функций и инстинктов. Олигофрения прежде всего проявляется в слабости абстрактного мышления, неспособности к обобщению, к отвлеченным ассоциациям. У олигофренов в интеллекте преобладают сугубо конкретные связи, поэтому его критические возможности снижены, ассоциативно-логическая память остается малоразвитой. Этиология олигофрении во многом остается неясной, в 90% случаев умственной отсталости ее объяснить не удается. Выделяются две основные группы олигофрении: а) олигофрения, обусловленная генетическими нарушениями; б) олигофрения, обусловленная внешними факторами: инфекциями, травмами, алкогольной интоксикацией матери, радиоактивным и рентгеновским облучением половых клеток родителей и плода. Имеют значение заболевания эндокринной и сердечно-сосудистой системы во время беременности, несовместимость крови матери и плода.
  По степени выраженности интеллектуального дефекта олигофрения делится на три группы: идиотия, имбицильность и дебильность.
  Идиотия — наиболее тяжелая форма умственной отсталости (IQ < 20). Активная речь сводится к воспроизведению отдельных, часто искаженных слов, ее понимание грубо нарушено. Недоразвитие моторики проявляется в замедленности движений, нарушении их координации, в локомоторной сфере наблюдается расстройство навыков стояния и ходьбы. Эмоции крайне примитивны, состояние удовольствия и неудовольствия зависит от степени удовлетворения инстинктивных потребностей. Больные беспомощны, нуждаются в надзоре и уходе. Встречаются и более легкие случаи. Однако, поскольку темп психического развития чрезвычайно замедлен, возможности больных крайне ограничены.
  Имбицильность — выраженное психическое недоразвитие (IQ = 20-50). Речь больных детей более развита, чем при идиотии. Словарный запас достигает 200-300 слов. Развитие моторики задержано, но больные способны к обучению элементарным операциям. Хорошая механическая память является определенной опорой при обучении элементам чтения, счета, письма. При низком развитии интеллекта элементарные эмоциональные реакции относительно развиты. Не обладая инициативой, больные легко теряются в незнакомой обстановке и нуждаются в постоянной опеке и надзоре.
  Дебильность — легкое психическое недоразвитие (IQ = 50-70). Наиболее распространенная форма умственной отсталости. При дебильности больные способны к обучению по специальной программе элементарным навыкам чтения, письма, счета, однако обнаруживают явную недостаточность абстрактного мышления, преобладание конкретных ассоциаций. Более выражены характерологические особенности больных, отмечается довольно развитое личностное самосознание и эмоциональное отношение к окружающему. Возможны социальная адаптация, профессиональное обучение. В то же время необходимо учитывать их повышенную внушаемость, подражательность, что в ряде случаев способствует асоциальному поведению. Степень деби- лизации нигде официально не превышает 3,5%. Но многие сомневаются в этой цифре, так как ни одна страна не заинтересована в ее точности. По многим регионам нет вообще никаких данных, а специализированные исследования (в школах, армии,службах занятости) дают данные на порядок выше. Поэтому в ряде стран (только в Восточной Азии этой проблемы нет) решено, вслед за США, где дебилизм является национальной трагедией, признать его легкие формы нормой и максимально сократить в общедоступных школах долю обязательного учебного материала, требующего способностей к абстрактному мышлению.
  У людей «среднего ума» интеллект и творческие способности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня пути интеллекта и творчества расходятся. Этот уровень лежит в области IQ, равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами. В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест Стенфорд-Бине и шкалы Векслера и т.д.

Вопросы и задания для самостоятельной работы и самоконтроля

  1. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Какие виды и качества внимания проявляются у человека?
  2. Что нужно сделать, чтобы предупредить забывание важного материала? Что такое мнемонические приемы?
  3. Почему восприятие нельзя сводить к простой сумме ощущений? Как следует понимать положение о том, что восприятие — результат сложной аналитико-синтетической деятельности?
  4. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?
  5. Известно, что один и тот же отрезок времени в разных ситуациях воспринимается по-разному. Объясните некоторые закономерности субъективной оценки времени человеком.
  6. В чем проявляется отличие мышления человека от мышления животных? Приведите примеры, подтверждающие многогранность человеческого мышления.
  7. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения. Дайте сравнительную характеристику способов поиска решений.
  8. Можно ли говорить о наличии воображения у животных? Дайте психологические объяснения.
  9. Определите, какие приемы создания образов воображения использованы изобретателями при конструировании ими дирижабля, танка, амфибии, аэросаней, троллейбуса и других механизмов.
  10. В чем заключается связь сновидений с реальностью?

Темы рефератов

  1. Внимание как сторона ориентировочно-исследовательской деятельности.
  2. Значение ощущений в жизни человека.
  3. Экстрасенсорные способности человека.
  4. Законы и загадки восприятия человека.
  5. Теории памяти.
  6. Интеллект: норма и отклонения.
  7. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. Мнемоника.
  8. Психология творческого мышления.
  9. Влияние воображения на состояние организма человека.
  10. Гендерные особенности познавательных процессов.

Рекомендуемая литература

  1. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов / Л.М. Веккер. М., 1998.
  2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология / Б.М. Величковский. М., 1982.
  3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка / Л.С. Выготский. М., 1956.
  4. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики / Л.П. Гримак. М., 1989.
  5. Дормашев Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Дормашев, В.Я. Романов. М., 1999.
  6. Познавательные процессы и способности в обучении / под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
  7. Хрестоматия по вниманию / род ред. А.А. Леонтьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976.

 
© www.txtb.ru