Учебные материалы

Перечень всех учебных материалов


Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология


4.2. Структура интеллекта

  Основоположник факторной теории интеллекта Чарльз Спирмен сформулировал следующие постулаты:
  • интеллект не зависит от прочих личностных черт человека,
  • интеллект не включает в свою структуру неинтеллектуальные качества
  (интересы, мотивация достижений, тревожность и т. д.).
  Ч. Спирмен занимался проблемами профессиональных способностей (математических, литературных и прочих). При обработке данных тестирования он обнаружил, что результаты выполнения многих тестов, направленных на диагностику особенностей мышления, памяти, внимания, восприятия, тесно связаны: как правило, лица, успешно выполняющие тесты на мышление, столь же успешно справляются и с тестами на прочие познавательные способности, и наоборот, малоуспешные плохо справляются с большинством тестов. Ч. Спирмен предположил, что успех любой интеллектуальной работы определяют:
  • некий общий фактор, общая способность;
  • фактор, специфический для данной деятельности.
  При этом он считал фактор общей умственной энергии реально существующим, обладающим рядом гипотетических свойств, а именно количественной характеристикой, степенью инерции энергии (скорость перехода от одного вида активности к другому), степень колебания энергии (легкость ее восстановления после работы). Позже он все же выделил 4 типа интеллектуальности: первый тип интеллекта характеризуется быстротой понимания нового, второй — полнотой познания, третий тип отличается здравым смыслом, четвертый — оригинальностью решений. В настоящее время подавляющее большинство ученых соотносит общий интеллект со скоростью выполнения умственных операций,
  Используя общий иерархический подход, различные ученые предложили разные модели интеллекта, где объединяются факторы разного уровня обобщенности умственных способностей.
  Модель Чарльза Спирмена. На вершине модели Спирмена находится генеральный G-фактор, общая способность. Далее следуют «групповые факторы интеллекта», представляющие механические, арифметические и вербальные способности. В основании модели находятся S-факторы - специальные способности, специфические для конкретной деятельности.
  Модель Раймонда Кэттелла. Кеттелл предложил другое структурирование интеллекта:
  • свободный (текучий) интеллект, который определяется общим уровнем развития коры больших полушарий, т.е. успешностью решения задач на восприятие и нахождение отношений элементов. Этот фактор не зависит от приобщенности к культуре, но существенно зависит от наследственности и важен в задачах, в которых требуется приспособление к новым ситуациям. Есть мнение, что этот фактор идентичен общему интеллекту;
  • связанный (кристаллизованный) интеллект, который приобретается в процессе овладения культурой (вербальный и арифметический факторы, другие тесты, требующие обученности);
  • отдельные факторы, обусловленные работой отдельных анализаторов, как например фактор визуализации, а также факторы-операции, которые соответствуют специальным факторам Спирмена. Сам Р. Кэттелл выделил лишь один парциальный фактор - визуализации, который способствует манипулированию зрительными образами.
  Как показали исследования, с возрастом происходит снижение показателей текучего интеллекта, но не кристаллизованного.
  Модель Ганса Айзенка включает такие элементы, как скорость интеллектуальных операций, настойчивость и склонность к проверке ошибок, на основе выраженности которых предложил известный тест по определению коэффициента интеллектуальности IQ.
  Для различения интеллекта как фундаментального свойства и его поведенческих проявлений как следствий его природы Айзенк различает в структуре интеллекта биологический, психометрический и социальный уровни. Фундаментальным для психологии является генетически детерминированный биологический интеллект, который связан с протеканием нервных процессов. Сущность интеллекта сводится к скоростным характеристикам процесса переработки информации, обусловленным нейрофизиологическими факторами. Основным параметром, отражающим уровень интеллектуального развития, Айзенк считает индивидуальную скорость переработки информации («ментальная скорость»). Психометрический интеллект, который измеряется уровнем IQ, по мнению Айзенка, зависит как от средовых факторов, так и от генотипа, влияние которого является преимущественным. Социальный уровень интеллекта определяется способностью индивида использовать психометри- ческихй интеллект в целях адаптации к требованиям общества.
  Структура интеллекта по Х. Гарднеру. Ховард Гарднер (1983) разработал теорию множественного интеллекта. Он пришел к выводу, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора G», существует множество различных интеллектуальных способностей, встречающихся в различных сочетаниях. Гарднер считает, что интеллект представляет собой не некое устройство, находящееся в голове, а «потенциал, наличие которого позволяет индивидууму использовать формы мышления, адекватные конкретным типам контекста». Соответственно, существует семь различных видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге как самостоятельные системы (или модули), каждый по своим правилам:
  1. Вербальный интеллект - способность к порождению речи, включающая механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
  2. Логико-математический интеллект - способность использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
  3. Пространственный интеллект - способность воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
  4. Музыкальный интеллект - способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
  5. Телесно-кинестетический интеллект - способность использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
  6. Внутриличностный интеллект - способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект - способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей.
  Первые три модуля - те компоненты интеллекта, которые измеряются стандартными тестами на интеллект. Последние четыре, по мнению Гарднера, заслуживают аналогичного статуса, но западное общество сделало акцент на первых трех типах и фактически исключило остальные.
  Структура интеллекта по С. Стернбергу. Сол Стернберг в своей иерархической модели интеллекта Стернберг выделяет три категории компонентов интеллекта, отвечающих за переработку информации:
  • метакомпоненты - процессы управления, регулирующие конкретные процессы переработки информации. К этой категории относятся признание существования проблемы; осознание проблемы и отбор процессов пригодных для ее решения; выбор стратегии; выбор ментальной репрезентации; распределение «умственных ресурсов»; контроль прогресса решения проблем; оценка эффективности решения;
  • исполнительные компоненты - процессы более низкого уровня иерархии, куда входят кодирование, выявление отношений, приведение в соответствие, применение сравнения, обоснование, ответ;
  • компоненты приобретения знаний, необходимые для того, чтобы субъект научился делать то, что делают метакомпоненты и исполнительные компоненты. К их числу относятся избирательное кодирование; избирательное комбинирование; избирательное сравнение.
  В ходе решения задачи все три группы компонентов работают согласованно. Метакомпоненты регулируют функционирование исполнительных компонентов и компонентов приобретения знаний, а те, в свою очередь, обеспечивают обратную связь для метакомпонентов.
  Концепция интеллекта М.А. Холодной. Интеллект, по мнению М.А. Холодной - «форма организации индивидуального ментального опыта в виде наличных ментальных структур, порождаемого ими ментального пространства отражения и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего». Ментальный опыт представлен в трех формах: ментальные структуры, ментальное пространство и ментальные репрезентации. В свою очередь, ментальный опыт также имеет три уровня:
  • когнитивный опыт - структуры, обеспечивающие оперативную переработку текущей информации;
  • метакогнитивный опыт - ментальные структуры, осуществляющие регуляцию процесса переработки информации;
  • интенциональный опыт - ментальные структуры, предопределяющие субъективные критерии выбора направления поиска решения.
  В результате интеллект представляется как сложная структура (рис. 9), направленная на решение задачи, в которой можно проследить аналогии со структурой компьютера.

Рис. 9. Структура интеллекта по М.А. Холодной

Рис. 9. Структура интеллекта по М.А. Холодной

  Естественно задаться вопросом, как связаны отдельные характеристики человека с его интеллектом. Так как единая теория интеллекта отсутствует, на этот вопрос комплексного ответа пока нет. Изучаются отдельные частные факторы, некоторые из которых упомянуты в главе 2 (в частности, различия между мужчинами и женщинами, между экстравертами и интровертами).
  Приведем результаты исследований (Россия, 1987) в области по связи интеллекта, успешности обучения в школе и уровнем эмоциональных переживаний. У всех школьников негативные эмоции (мальчики - тревога, девочки - страх) положительно коррелируют с успеваемостью и показателями интеллекта. То же самое в 1982 г. выявлено для студентов.
  Интересны результаты сравнения студентов России и США по этим показателям. В обеих странах пессимистичные (с депрессивными тенденциями) студенты лучше выполняют невербальные задания; при этом в России оптимисты лучше выполняют вербальные тесты, в США такой связи вообще не выявлено.
  Влияние среды и воспитания на развитие интеллекта более подробно рассматривается в последующих разделах курса.

 
© www.txtb.ru